• Генетики нашли место одомашнивания коз.Вокруг Света. Украина
    Фото: Depositphotos
    Среда, 9 июня 2021

Генетики нашли место одомашнивания коз

Кости с неолитической стоянки в Иране стали древнейшим свидетельством одомашнивания диких козлов.

С середины прошлого века в горах Загрос на западе Ирана археологи находят древние кости домашних животных. Эта местность находится на восточной оконечности Плодородного полумесяца, который в эпоху неолитической революции стал одним из центров зарождения сельского хозяйства, а затем и первых цивилизаций. Об этом свидетельствуют и останки животных, которые датируются возрастом до 10 тысяч лет и несут целый ряд признаков «одомашненности», таких как меньшие размеры тела и рогов.

Авторы новой работы использовали кости, собранные в 1960-1970 годах, в древних поселениях Ганджи-Даре и Тепе Абдул-Хусейн. Люди жили там еще в раннем неолите, между 7600 и 8200 годами до нашей эры, и главной добычей местных охотников были дикие предки домашних коз — безоаровые козлы (Capra aegagrus). Именно безоаровые козлы стали одними из первых прирученных человеком животных.

Древнейшие из найденных останков животных датированы 8200 годом до нашей эры. Кевин Дали и его коллеги из Европы, Ирана и США секвенировали извлеченную из них ДНК и сравнили ее с геномом современных безоаровых козлов, обитающих тут же в горах. Работа показала, что уже тогда пастухи держали стада в сравнительной изоляции от диких родственников. В частности, у них обнаружили геномный вариант STIM1-RRM1, известный как один из маркеров доместикации, ведущий к снижению тревожности животного.

По словам авторов работы, это древнейшая ДНК домашних животных, которую когда-либо удавалось секвенировать. Ее анализ показал, что среди древних одомашненных коз встречались представители шести разных митохондриальных гаплогрупп — тех же, которые известны у современных домашних животных. Это указывает на их прямую наследственную связь. У ученых не осталось сомнений: место одомашнивания коз найдено.

Как сообщал «Вокруг Света. Украина», генетики выяснили, что лошадей одомашнили не в Турции.  Территориальное происхождение современной лошади —сложный вопрос.

Фото: Depositphotos