Клаудия по профессии моряк, ей под тридцать, и она не итальянка. Более того, она никогда не была в Италии. У нее нет итальянской семьи или друзей. Она не знала с детства итальянский язык, и изучила его уже в дальнейшем – после того, как напористая итальянская пара стала ее двойным внутренним голосом, выговаривая ей в мозгу за неправильное, по их мнению, поведение, и давая жизненные советы. Пара похожа на семью в рекламе соуса для пасты Dolmio: яркая, дородная, склонная махать руками и кричать. Если Клаудии предстоит принять важное решение в своей жизни, итальянцы дают советы, и эти советы иной раз бывают полезны.
«Они страстно спорят со мной и друг с другом», — говорит Клаудия. «И это действительно полезно, потому что я позволяю им проанализировать и обговорить ситуацию со всех сторон, и при этом не нервничаю». Клаудия еще не узнала имен итальянцев. Но они, по ее словам, однажды действительно помогли ей принять важное жизненное решение, побудив ее бросить работу ученого два года назад, и осуществить мечту всей жизни, сбежав в море.
«Они болтали без остановки, прежде чем я приняла решение», — рассказывает Клаудия. «Я просыпался, а они спорили. Я ехала на работу, а они спорили. Честно говоря, это было утомительно». Женщина была за то, чтобы Клаудия уехала, но ее муж возражал, говоря, что сейчас у нее стабильная и хорошо оплачиваемая работа, а как пойдут дела на новой стезе, еще неизвестно. На что женщина возражала ему: «Пусть она наслаждается жизнью!»
В итоге женщина победила, и Клаудия круто поменяла свою жизнь, уехав из Великобритании в Грецию. Она стала намного счастливее, чем раньше, и, пара в ее голове, по-видимому, тоже. «Они стали тише», — с облегчением говорит Клаудия. «Меньше криков. Они просто тихо ссорятся».
У большинства из нас есть внутренний голос: это постоянное наше «я», которое говорит вам: «Осторожно», «Купи шампунь» или «Уф, этот парень мерзавец». Для большинства из нас этот голос очень похож на наш собственный или, по крайней мере, на то, как мы думаем и говорим. Но для некоторых людей внутренний голос — это не простой монолог, упрекающий, советующий и напоминающий. Их внутренний голос – это отдельная личность, со своим характером, манерами и мнениями. Или это полная тишина, когда никакого внутреннего голоса вообще нет.
«Я как крошечный остров, окруженный бесконечным океаном», — так описывает свой мозг Джастин Хопкинс. У Хопкинса, которому 59 лет, нет внутреннего голоса. В его мозгу некому винить, стыдить или критиковать. Там пустота: только еще теплый воздух перед шелестящим ветерком.
«Там ничего нет», — говорит Хопкинс. «И я не думаю, что когда-либо было». Конечно, у Хопкинса есть мысли: у всех есть мысли. Но внутреннего монолога, который наполняет наш мозг, пока двигатель работает на холостом ходу, нет. Он отключен навсегда. «Когда я один и расслаблен, вообще нет слов», — говорит он. «В этом огромное удовольствие». Он легко может скоротать час, не думая ни о чем. Неудивительно, что Хопкинс спит как младенец.
Вот две крайности, между которыми простирается множество вариантов.
Что заставляет кого-то вроде Хопкинса так сильно не иметь внутреннего голоса? «Это действительно хороший вопрос», — говорит нейробиолог доктор Хелен Левенбрук из лаборатории психологии и нейропознания Университета Гренобль-Альпы. «Я не знаю». Левенбрюк — один из немногих нейробиологов в мире, изучавших внутренний голос. Она объясняет, что он создается в сети различных областей нашего мозга, включая нижнюю теменную долю, нижнюю лобную извилину и верхнюю височную кору.
Чтобы понять, как работает внутренний голос, вам нужно понять, как человеческая мысль переводится в действие. «Когда мы делаем какое-либо действие, наш мозг предсказывает сенсорные последствия этого действия», — говорит Левенбрук.
Допустим, вы хотите принести стакан воды. Ваш мозг посылает соответствующие двигательные сигналы вашей руке, но он также генерирует сенсорное предсказание команды. Еще до того, как вы подняли стакан, ваш мозг предсказал, что будет делать моторная команда, а это значит, что вы можете исправить возможные ошибки до того, как их сделаете. Эта система очень эффективна, и именно поэтому люди могут выполнять так много действий, не совершая ошибок.
Тот же принцип применим и к человеческой речи. Каждый раз, когда наш рот движется, чтобы сформировать слово, наш мозг одновременно генерирует прогнозирующую симуляцию этой речи в нашем мозгу, чтобы заранее исправить возможную ошибку. «Современное понимание внутренней речи состоит в том, что мы делаем то же самое, что и в открытой речи — делаем в уме предсказания того, что мы будем говорить, — но на самом деле мы не посылаем двигательные команды нашим речевым мышцам», — заключает Лёвенбрук. «Этот смоделированный слуховой сигнал – и есть голос, который мы слышим в нашем мозгу».
Левенбрюк объясняет, что по большей части мы слышим то, что она называет «внутренним языком». Но не всегда. «У вас могут быть расширенные и более сжатые формы внутренней речи», — говорит она. «Люди могут воспринимать их как абстрактные представления языка без звука… некоторые люди говорят, что их внутренний голос подобен радио, которое работает весь день. У других людей вообще нет голоса или они говорят абстрактными символами, не связанными с языком». Левенбрук не может объяснить, почему некоторые люди по-разному воспринимают внутренний голос: мы находимся на границе нейробиологии, и без того самой скользкой из всех областей человеческого знания.
Она объясняет, что глухие люди обычно воспринимают внутренний голос визуально. «Они не слышат внутренний голос, но могут воспроизводить внутренний язык, визуализируя жесты рук или наблюдая движения губ», — говорит Левенбрук. С ней соглашается д-р Джордон Старк, 31-летний исследователь из Санта-Крус. Старк глухой и общается с помощью языка жестов. Его внутренний голос — это пара рук в его мозгу. «Руки обычно ни с чем не связаны», — говорит Старк. «Лишь время от времени я вижу лицо». Старк не всегда видел свой внутренний голос: он выучил язык жестов только семь лет назад, когда оглох. «Я слышал свой внутренний голос раньше», — говорит он. «Это было похоже на голос, который не был моим или особенно ясным для меня».
В мозгу писательницы Ханны Бегби живет копия телеведущей Дженни Мюррей, с таким же добрым, но насмешливым голосом и с шарфом, свободно перекинутым через плечо. «Мой внутренний голос — это диалог, как будто я постоянно беру у себя интервью», — говорит 44-летняя Бегби, живущая в Лондоне. «Интервью всегда происходит в шикарной радиостудии, там красивые богатые бархатные стены. Диалог может быть о чем угодно, банальном или серьезном».
Мягкие вопросы Мюррей подтолкнули Бегби к принятию важных жизненных решений: до того, как она уволилась с работы литературным агентом, Мюррей помог ей понять, почему это необходимо сделать. «Это способ упорядочить хаос в моей голове», — говорит Бегби. «Я никогда не встречала Мюррей в жизни».
Внутренним голосом бывшего библиотекаря Мэри Уорролл всегда был экран телевизора, а иногда и слайд-проектор, который постоянно воспроизводился на чердаке в ее голове. На чердак можно попасть по винтовой лестнице за левым ухом, объясняет Уорролл, которой сейчас 71 год. «Здесь не так много звука», — говорит она. «На самом деле это просто изображения, как в фильме». Когда внутренний голос Уорролл напоминает ей взять стиральный порошок, она не слышит слов «купи стиральный порошок». Вместо этого она видит, как тянется за коробкой стирального порошка на экране телевизора на чердаке.
«Это эмоция», — говорит Мона, 53-летний педагог, о своем внутреннем голосе. «Лучше всего я мог бы описать это с точки зрения цвета». Ее внутренний голос не проявляется явно: он никогда не уходит, но Мона должна обратить на него внимание, чтобы его воспринять. «Внутренний голос не говорит со мной на английском языке», — говорит Мона. «Это то, что скрывается за тем, что я делаю».
Голос становится более настойчивым, когда она оказывается в ситуации, требующей от нее эмоциональной гибкости. Мона работает с проблемными детьми, и недавно попала в ситуацию, когда подросток был зол и откровенен. Сначала Моны попыталась возражать ему. Но затем внутренний голос Моны дал ей почувствовать себя оттенком серого цвета. Совет оказался верным, и Мона смогла установить контакт со своим подопечным.
Непознаваемые, непостижимые, уникальные наши собственные: внутренние голоса — наперсники на всю жизнь и тайные друзья. Жаль только, что никто не может встретиться с ними, кроме нас.
Исследователи определили встроенный механизм, который наш мозг использует для того, чтобы интуитивно распознавать ложь по голосу.
По материалам The Guardian
Читайте также:
В Токио представили приложение для банков, оценивающее заемщика по лицу и голосу
Большинство авторов могут «слышать» голоса своих персонажей