• Инверсия магнитного поля Земли может происходить гораздо чаще, чем думали ученые.Вокруг Света. Украина
    Среда, 9 октября 2019

Согласно новым исследованиям, частота инверсий увеличилась около 500 миллионов лет назад, во время кембрийского периода.

Горячая жидкость, которая циркулирует вокруг внешнего ядра Земли, питает гигантское магнитное поле, которое окружает нашу планету с самых ранних периодов ее существования, защищая от вредной солнечной радиации. Однако это магнитное поле, как известно, время от времени становится беспокойным. Пару раз через каждый миллион лет или около того магнитные полюса меняются местами — это называется инверсией магнитного поля.

В новой работе исследователи из Института физики Globe of Paris и Российской академии наук предположили, что магнитные полюса могут меняться местами гораздо чаще, чем до сих пор думали ученые. По их словам, частота инверсий увеличилась около 500 миллионов лет назад, во время кембрийского периода.

Чтобы понять, что происходило с магнитным полем Земли в ту эпоху, команда собрала образцы осадков из геологического обнажения в северо-восточной Сибири.

В лаборатории они определили ориентацию магнитных частиц, обнаруженных в отложениях, медленно размагничивая их путем нагревания до экстремальных температур. Ориентация частиц соответствовала направлению магнитного поля в то время, когда сформировались те или иные отложения.

Рекордный показатель

Команда обнаружила, что около 500 миллионов лет назад инверсия магнитного поля происходила с частотой примерно 26 раз за миллион лет — это самая высокая частота инверсии, которую когда-либо устанавливали. До недавнего времени считалось, что пять инверсий за миллион лет — это очень высокий показатель.

Интересно и то, что вскоре после периода учащения инверсий, который длился в течение нескольких миллионов лет, частота смены мест магнитных полюсов очень быстро упала. Между 495 и 500 миллионами лет до н.э. магнитное поле переворачивалось от одного до двух раз за миллион лет.

Понятно, что процесс, который генерировал магнитное поле 500 миллионов лет назад, сильно отличался от современного. Что именно стало причиной увеличения частоты инверсии — непонятно. Недавние исследования показали, что около 600 или 700 миллионов лет назад внутреннее ядро Земли начало охлаждаться и затвердевать. По словам ученых, этот процесс мог сыграть роль в функционировании магнитного поля.

Результаты исследования были опубликованы онлайн 20 сентября в журнале «Earth and Planetary Science Letters».

По материалам Live Science