• Кости рыб и кувшинки помогли определить время гибели динозавров с точностью до месяца.Вокруг Света. Украина
    Фото: Herschel Hoffmeyer
    Среда, 26 января 2022

Палеонтологи провели сравнительный анализ окаменелостей древних осетров и кувшинок с их современными родственниками. И смогли определить с точностью до месяца время падения чудовищного метеорита. убившего динозавров.

Динозавры погибли из-за падения метеорита около 66 миллионов лет тому назад. Это событие стало известным как мел-палеогеновое вымирание. И среди любителей палеонтологии уже очень давно ведутся споры на тему того, в какое же время года все это произошло.

В недавнем исследовании, опубликованном в научном журнале Nature, приводятся предварительные доказательства того, что погибель пришла к динозаврам в июне. И сам факт того, что учёные смогли установить время события, происшедшего миллионы лет тому назад, сам по себе представляет собой выдающееся научное достижение.

Последнее доказательство поступило из места раскопок под названием Танис, расположенного в Формации Хелл-Крик Северной Дакоты. Танис представляет собой одну из нескольких геологических локаций мира, где учёные могут наблюдать мел-палеогеновую границу в слоях  осадочных пород.

Палеонтологи нашли в Танис образцы ископаемых динозавров, ранних млекопитающих, рыб, растений и т.п. Многие из этих окаменелостей чрезвычайно хорошо сохранились. На некоторых видны остатки мягких тканей вроде кожи, а также кости. Такие находки могут позволить сделать значимые научные открытия.

Впервые Танис был обнаружен в 2008 году и с того времени стал основным местом полевых работ палеонтолога Роберта Де Пальмы. В статье, которую Де Пальма и его коллеги опубликовали в 2019 году, он выдвинул предположение, что  осадочные породы Танис запечатлели момент падения астероида. В подтверждение своей теории Де Пальма упомянул три фактора.

Первый — наличие окаменелостей динозавров в осадочных породах мелового периода вплоть до мел-палеогеновой границы, в точности во время падения метеорита.

Вторым фактором является слой расплавленных сферул: крошечных стеклянных шариков, которые охлаждались, отлетая от расплавленного камня. Когда астероид упал на Землю в области, где сейчас находится Юкатанский полуостров, мусор и расплавленные сферулы от него разлетелись на тысячи километров.

Третьим фактором было доказательство стоячих волн в глубоких каналах. Место раскопок Танис сейчас находится глубоко на суше. Однако в конце мелового периода там было побережье западного внутреннего морского прохода, который в те времена разделял Северную Америку. Уровень моря в те времена был на 200 метров выше, чем сейчас. В Танис находился эстуарий, то есть место, где смешивалась пресная и морская вода.

Стоячие волны образовались после падения астероида в Мексике. Это падение вызвало сейсмические волны, которые сотрясли Землю. В результате чего вода начала втекать и вытекать из речных каналов с очень быстрой скоростью. Это произошло примерно через час после удара.

Вместе с расплавленными сферулами в камнях с окаменелостями ученые нашли множество сферул в остатках жабр некоторых из изученных ими рыб. Можно только представить себе, как несчастные животные болтались в яростно колеблющихся водах речных каналов и случайно проглатывали расплавленные сферулы, падающие сверху.

Более тщательное исследование рыб

В декабре 2021 года Де Пальма и его коллеги опубликовали важное исследование о времени мел-палеогеновогое вымирания. В этом исследовании они проанализировали некоторые чрезвычайно хорошо сохранившиеся кости рыб. Ученые изучили, как смена сезонов от лета до зимы отображалась на строении и химии костей.

Фото: Arunee Rodloy

Ученые сравнили современного осетра и остера из мелового периода, чтобы определить время смерти последнего.

Палеонтологи сравнили современного осетра с окаменелостями осетров из Танис. Они подсчитали количество чешуек на спинном плавнике осетра из Таним и определили, что рыба погибла, когда ей было семь лет. Кольца роста подтвердили, что рыба в летнее время жила в пресной воде, а зимой в соленой. Анализ этого и других образцов показал, что последний из участков роста совпадает с временем перехода от весны к лету.

Если учесть все найденные свидетельства, то можно предположить, что метеорит упал в мае или июне, переходном времени между весной и зимой в северном полушарии.

Что важно, эти находки подтверждают более ранние свидетельства, основанные на окаменелостях растений. Согласно им вымирание произошло в начале июня.

Палеоботаник Джек Вулф обнаружил местность в Вайоминге, где последствия от падения метеорита были замечены в пресноводном озере. В момент падения озеро замерзло, сохранив ископаемые растения в мельчайших деталях.

Джек Вулф сравнил окаменелости растений с похожими на них современными видами кувшинок. После чего пришел к выводу, что кувшинки мелового периода в озере остановили свой рост во время создания летних листьев, цветов и плодов. Это указывает на то, что озеро замерзло в начале июня.

Палеонтологи часто говорят, что им понадобится машина времени, чтобы узнать все детали прошлой жизни. Например, месяц, в который погибли динозавры. Но в данном исследовании видно, какие потрясающие выводы можно получить после тщательного анализа и сравнения древних окаменелостей с их современными родственниками.

Ранее портал «Вокруг Света. Украина» писал о том, что в Китае нашли прекрасно сохранившийся эмбрион динозавра