• Кто такие лангобарды? Генетики изучили ДНК варваров.Вокруг Света. Украина
    Четверг, 13 сентября 2018

Кто такие лангобарды? Генетики изучили ДНК варваров

Генетическое исследование американских ученых пролило свет на происхождение варваров Италии.

Между III и X веками нашей эры Западная Европа переживала бурные культурные и экономические потрясения.

«В Римскую империю вторгались многие варварские племена – франки, готы, угры, саксы, вандалы. Лангобарды (longobards) были одни из них. Однако, поскольку сами варвары не оставили письменных отчетов, их происхождение и их образ жизни остается загадкой. Единственные письменные свидетельства об этих племенных группах оставили римляне, поэтому их точка зрения полна предубеждений», — говорит Кришна Вирамах из Университета Стоуни-Брук (США).

Международная команда исследователей решила использовать генетические данные, чтобы прояснить историю лангобардов – полиэтнической конфедерации варваров, захватившей в конце VI века под руководством короля Альбоина большую часть Италии и основавших собственное королевство, просуществовавшее более 200 лет.

Жесткая иерархия

Ученые попытались упорядочить геном 63 человек из древних захоронений в Венгрии и Италии, которые связаны с лангобардами. Они также сопоставили генетические данные с археологическим материалом.

Оба захоронения были местом упокоения одной большой семьи, но в каждой ученые обнаружили две генетически разные группы с различными погребальными обычаями.

Геном одной группы напоминает современных жителей северной или центральной Европы, вторая больше похожа на южан. Разнообразие генетического диапазона удивительно даже для современного европейского поселения, отмечают исследователи.

«Интересно, что в обоих захоронениях, людей с северной генетической родословной хоронили тщательно продуманным способом с обилием погребального инвентаря — оружием, драгоценностями, сбруей. А у южан такого не было», – утверждает ученый.

При этом северяне заметно лучше питались – в их ежедневном рационе было, например, много мяса.

«Несмотря на то, что эти люди были частью одного сообщества и похоронены были вместе, существовала жесткая социальная структура, которая и проявилась в способе захоронения. И это расслоение отражало генетическое происхождение».

Кровное родство

Ученые смогли восстановить генеалогию погребенных людей. Оказалось, три поколения мужчин обладали кровным родством и были похоронены вместе, с богатым приданым. Но женщины были рождены в другом месте.

Присутствие генов северных европейцев подтверждают миграцию варваров, описанную в исторических текстах. Она касается кровно связанных мужчин. Женщины, возможно, были захвачены по пути или откуда-то привезены, как только группа обосновалась.

Завоевание варваров изменило социально-экономический и культурный облик континента. Варвары стали основой современного европейского общества. Но историки до сих пор спорят, как происходило это завоевание: были ли варвары многочисленны или изменения коснулись только правящей верхушки.

Работа американских генетиков показывает, что для лангобардов было невероятно важным биологическое родство по мужской линии.

По материалам Nature Communications