• Ландшафтный дизайн в плейстоцене: как древние люди меняли природную среду.Вокруг Света. Украина
    Фото: Getty Images
    Наука
    Вторник, 12 октября 2021

    Ландшафтный дизайн в плейстоцене: как древние люди меняли природную среду

    Коренные и местные народы активно создавали, управляли и поддерживали большую часть ландшафтов Земли в течение тысяч лет.

    Аборигены Австралии считают дикую местность, «Дикую страну», — больной землей, деградировавшей из-за отсутствия ухода. Такая идея о «дикой природе» прямо противоположны романтическому понятию «дикой природы» как «нетронутой» или «здоровой», которая стала главной целью усилий по сохранению природы во всем мире.

    Действительно, сегодня воздействие человека на окружающую среду почти всегда рассматривается как угроза экологическому здоровью. Но такой подход игнорирует тот факт, что коренные и местные народы активно создавали, управляли и поддерживали большую часть ландшафтов Земли в течение тысяч лет.

    Это невежество настолько глубоко, что многие «ценные» ландшафты, нанесенные на карту в рамках глобальных усилий по сохранению природы, ошибочно считаются свободными от людей, «дикими» местами.

    Статья группы экологов и антропологов, опубликованная в PNAS, показывает, что многие из этих, якобы диких, ландшафтов на самом деле являются продуктом многолетних усилий коренных народов.

    Фото: Phys.org

    На фото вверху: этапы вмешательства человека в лес Амазонии.

    Антропоцен, Просвещение и коренные народы

    Антропоцен — это термин, который относится к периоду времени, в котором мы живем сегодня, отмеченному значительным влиянием людей на экосистемы Земли. Это воздействие породило усилия по усилению защиты «нетронутых» природных экосистем.

    Но у антропоцена есть проблема: это, по сути, евроцентрическая конструкция.

    Более того, это прямой продукт обращенного внутрь европейского проекта Просвещения, который поставил европейское понятие «разум» выше всего остального в попытке «освободить» все человечество от тирании авторитарных религиозных догм. Однако, вместо освобождения, Просвещение, движимое Научной революцией и ее идеалами универсальности и объективности, поработило всех нас во тьме, столь глубокой, что она угрожает самому нашему выживанию на этой планете.

    Вместо того, чтобы предоставлять альтернативу, Просвещение было построено на центральном — и, по факту, религиозном принципе: мы, люди, отделены от окружающего нас мира. Результатом европейского Просвещения и научной революции является также представление о превосходстве европейцев над «другими» народами, то есть коренными и местными.

    Фото: Phys.org

    Дикие территории (заштрихованы), а также территории, подвергаемые окультуриванию коренными народами, включая тропические леса (темно-зеленые), сезонные леса (средне-зеленые), саванны и кустарники (светло-зеленые) и степные, а также пустынные ландшафты (желтые).

    Социальный дарвинизм

    Отделение «просвещенного» человечества от «другого» ясно видно в мифе о Terra nullius. Это латинское выражение, пришедшее из римского права, переводится как «ничья земля» и используется в международном праве, в случае, если территория не находится под суверенитетом какого-либо государства. Terra nullius оправдал бесчеловечное обращение с коренными народами, которое началось с волн европейского вторжения и последующей колонизации Америки, Африки и глобального Юга.

    Неспособность признать или осмысленно взаимодействовать с другими мировоззрениями ослепила европейцев — и не позволила заметить тот факт, что коренные жители управляли, якобы, дикими ландшафтами на протяжении десятков и сотен поколений. Это привело к тому, что европейские ученые дали ошибочную оценку «дикой природе».

    Результатом стала научная платформа, которая не рассматривала коренное население как часть природы и оправдывала его вытеснение с их территорий под предлогом защиты «дикой природы».

    Фото: Getty Images

    Примеры мифа о дикой природе

    В своей работе авторы рассмотрели три региона: Амазонку, Юго-Восточную Азию, а также Тихий океан и центральные пустыни Австралии.

    Отработанное на опыте поколений вмешательство человека, практикуемое местными народами Амазонии, способствовало сохранению биоразнообразия и структуры лесов на протяжении тысячелетий.

    Домашние растения, антропогенные почвы и значительные земляные валы — все это характеризует большую часть того, что считается «дикой природой» в Амазонии.

    Аналогичным образом, вахтовое земледелие, основанное на мелкомасштабной вырубке и сжигании лесов, после чего заброшенные участки снова зарастали лесом, использовалось в Юго-Восточной Азии и Тихоокеанском регионе на протяжении тысячелетий, притом, это происходило в некоторых из самых биоразнообразных регионов на Земле.

    Именно эти области и принимают сегодня за образцы «дикой природы» при попытках найти и выделить  последние оставшиеся «дикие места».

    Между тем, именно подсечное земледелие активно способствовало развитию биоразнообразия ландшафта во всех перечисленных регионах, одновременно давая средства к существованию десяткам миллионов местных жителей.

    Фото: Phys.org

    Подсечное земледелие, основанное на мелкомасштабной вырубке и сжигании леса, после чего истощенный участок оставляется и зарастает лесом вновь, до сих пор используется в Юго-Восточной Азии и Тихоокеанском регионе. Фото: Phys.org

    В центральных пустынях Австралии области, обозначенные как «дикая природа», являются домами предков аборигенов, которые активно управляли этой землей в течение десятков тысяч лет.

    Изгнание традиционных владельцев в 1960-е годы имело катастрофические последствия как для людей, так и для земли. Неконтролируемые лесные пожары и потеря биоразнообразия — два наиболее значительных следствия антропогенного воздействия на землю. Неудивительно, что возвращение управления аборигенам привело к сокращению лесных пожаров, значительному увеличению биоразнообразия и улучшению здоровья людей.

    Фото: Getty Images

    Путь вперед

    По иронии судьбы, превращение земель коренных и местных народов в  безлюдный «хаповедник» ускоряет их деградацию. Катастрофические лесные пожары и ухудшение состояния окружающей среды, происходящие в настоящее время, среди других мест, в Австралии, северо-западной Америке и Амазонии, и именно на тех землях, которые были захвачены и колонизированы европейцами.

    Пожары, по крайней мере частично, также являются результатом удаления местных жителей, чьи знания и действия породили те самые ландшафты, которые мы стремимся сохранить. Эти процессы усугубляются  сейчас изменением климата.

    Фото: Getty Images

    Экспортированные из Европы подходы к землепользованию терпят неудачу. Идея безлюдного «заповедника» разрушительна. Чтобы выжить на этой планете, нам нужно задействовать другие взгляды на мир.

    Такие модели, как территории, охраняемые коренными народами и общинами, которые объединяют технологические достижения современной науки с силой традиционных знаний  являются одним из путей вперед. Только так мы сможем эффективно помочь сделать Землю снова здоровой.

    Команда палеоэкологов и антропологов из США и Панамы установила, что коренные народы Амазонии жили в сбалансированной экосистеме 5000 лет, и что ландшафт долины Амазонки не претерпевал существенных изменений до прихода европейцев в Южную Америку.

    По материалам Phys.org

    Читайте также

    Исчезновение редких языков грозит утратой важных медицинских знаний: ООН

    Пожары в Австралии обнажили древнейшую систему водоснабжения