• Фото: SA/ DLR/ FU Berlin; NASA MGS MOLA Science Team
    13865204-7063031-The_enormous_ice_caps_contain_enough_water_to_cover_the_planet_a-a-8_1558625430112
    Пятница, 24 мая 2019

На Марсе обнаружили огромное количество воды – остатки древней ледяной шапки

До сих пор считалось, что что никаких свидетельств оледенений на планете не сохранилось.

Ученые из Техасского и Аризонского университетов утверждают, что гигантское месторождение льда, скрытое под поверхностью Марса, свидетельствует о существовании древней полярной ледяной шапки на планете.

В основе исследования — радиолокационная информация, полученная с орбитального аппарата Mars Reconnaissance Orbiter, который находится у Красной планеты с 2006 года. Данные показывают, что ледяные щиты погребены в песках, которые простираются примерно на полтора километра вглубь планеты.

Количество льда, наслоенного на залежи песка, настолько велико, что, если бы он растаял, жидкость образовала бы слой воды по всей площади планеты глубиной около полтора метра.

Ученые выдвинули гипотезу, что слои льда, образовавшиеся на Марсе в течение последних ледниковых периодов, были защищены от таяния в периоды потепления песком, который покрывал их поверхность и защищал от солнечной радиации.

вода на Марсе

Наслоения песка и льда на Марсе

Фото: NASA/ JPL/ University of Arizona

На Марсе периодически происходят ледниковые периоды, обусловленные изменениями его орбиты и наклона оси. Примерно каждые 50 тысяч лет планета наклоняется к Солнцу, а затем постепенно возвращается в вертикальное положение. Когда ось вращения планеты вертикальна, ближе всего к Солнцу находятся экваториальные области, а на полюсах может скапливаться лед. Когда Марс наклоняется, ледяные шапки постепенно уменьшаются и, возможно, полностью исчезают. Но до сих пор считалось, что никаких свидетельств предшествующих оледенений не сохранилось.

вода на Марсе

Фото: ISRO/ ISSDC/ Emily Lakdawalla

Теперь же ученые доказали, что большая часть льда не исчезла, а была спрятана на поверхности планеты. Изучение структуры и состава этих ледяных отложений поможет установить, каков был климат Марса в далеком прошлом, а также составить более полные карты водных ресурсов планеты.

Данная информация может оказаться крайне важной не только потому, что в будущем человечество планирует колонизировать эту планету, но и потому, что наличие воды может указать на следы жизни на Марсе.