• Наука
    Суббота, 22 декабря 2018

На Марсе сфотографировали кратер, заполненный льдом

Миссия Европейского космического агентства (ESA) Mars Express прислала эффектную фотографию кратера Королева.

Миссия Mars Express стартовала 2 июня 2003 года и достигла Марса шесть месяцев спустя, а 25 декабря 2003 года спутник вышел на орбиту Красной планеты. 15-летие миссия отметила особенно удачным снимком.

На фотографии —  кратер Королева, снятый стереокамерой высокого разрешения Mars Express (HRSC). Фото состоит из пяти полос, снятых с разных орбит и объединенных в одно изображение.

Кратер Королева имеет 82 километра в поперечнике и находится на севере Марса, к югу от большого участка дюн, которые окружают северную полярную шапку планеты. (этот участок дюн известен как Олимпия Унде).

Кратер Королева заполнен не снегом, как может показаться на снимке, а льдом толщиной около 1,8 км.

В кратере наблюдается явление «холодной ловушки»: воздух, движущийся по поверхности льда, охлаждается, становится тяжелее, опускается и уже не нагревается. Таким образом, надо льдом все время есть слой холодного воздуха, который играет роль щита, защищает лед от нагревания и таяния. Воздух — плохой проводник тепла, поэтому кратер Королева никогда не теряет свою ледяную “сердцевину”.

В данный момент на Марсе обнаружена лишь вода в форме льда, прежде всего на полярных шапках планеты. Но изучение рельефа позволило ученым заключить, что жидкая вода на планете существовала — в частности, ручьи и реки размывали почву, создавая овраги и русла рек. Недавние сообщения об обнаружении жидкой воды под ледяным покровом не подтвердились.

Кратер назван в честь главного ракетостроителя и конструктора советских космических кораблей Сергея Королева. Королев уроженец Житомира, жил в Одессе, учился в Киеве. В 20 лет переехал в Москву, в 1938 году был арестован и репрессирован, после чего многие годы занимался научной работой в тюрьме. Работал над рядом известных миссий, включая программу «Спутник» — первые искусственные спутники Земли, затем над первыми полетами человека в космос (программы «Восток» и «Восход»), а также планами первых межпланетных полетов на Луну, Марс и Венеру. Он также работал над несколькими ракетами, которые были предшественниками успешной ракеты-носителя «Союз».

Как сообщал портал «Вокруг света. Украина», Curiosity обнаружил на Марсе странный сияющий объект.

По материалам сайта Европейского космического агентства ESA