• Наука
    Четверг, 1 ноября 2018

Неандертальцы дышали иначе, чем современные люди, и ходили прямо

Антропологи создали объемную конструкцию скелета пещерного человека.

Антропологи восстановили грудную клетку и позвоночник неандертальца, жившего 60 000 лет назад, и сделали неожиданное открытие. Оказалось, что пещерные люди дышали совсем не так, как современные, и позвоночники у них были более прямыми.

Фото: J. TRUEBA/MADRID SCIENTIFIC FILMS

К таким выводам ученые из Израиля и США пришли, исследовав скелет неандертальца, обнаруженного в израильской пещере Кебара в 1983 году. У этого скелета оказалась одна из самых полных грудных клеток.

С помощью компьютерной томографии международная команда антропологов создала объемное изображение ребер, позвоночника и тазовых костей неандертальца. Позвоночник древнего человека оказался «утоплен» в грудную клетку глубже, чем у современных людей, ребра внизу расширялись, а поясничного изгиба не было вообще.

Ученые считают, что с таким позвоночником неандертальцы могли ходить только прямо, а очень широкая грудная клетка прикрывала объемные легкие. Значит, неандертальцы дышали глубже, потребляя больше кислорода.

«Это полезно в двух случаях, – говорит Патрисия Крамер из Вашингтонского университета, – когда человек занят интенсивной физической работой и при низком парциальном давлении кислорода в воздухе (то есть на большой высоте)».

Ученые полагают, что при дыхании неандертальцы больше полагались на диафрагму, в отличие от современного человека, у которого грудная клетка расширяется и сжимается при вдохе и выдохе. Возможно, большой объем легких насыщал кислородом хорошо развитые мышцы, нуждавшиеся в интенсивном питании для тяжелой работы.

По материалам Nature Communications