• О чем рассказали мумии пещерных львят из вечной мерзлоты.Вокруг Света. Украина
    Фото: Dr Ross Barnett
    Пятница, 13 августа 2021

О чем рассказали мумии пещерных львят из вечной мерзлоты

Международная команда ученых подробно описала мумии двух пещерных львят, найденных в Якутии.

Осенью 2018 года житель Якутии Павел Ефимов, занимающийся поиском бивней мамонта, обнаружил в замерзшем туннеле на глубине семи метров останки древнего животного. Открытие было сделано в районе Белой Горы на берегу реки Индигирки. Ученые извлекли и идентифицировали находку: ей оказался пещерный львенок ледникового периода. В момент гибели он свернулся клубочком и был «законсервирован» вечной мерзлотой, что позволило идеально сохранить его останки, включая зубы, кожу, когти и даже усы. Детеныш, первоначально получивший имя «Спартак», находился всего в 15 метрах от другого пещерного львенка, Бориса, обнаруженного в 2017 году. Палеонтологи решили, что малыши – братья, погибшие одновременно. Однако дальнейшее изучение опровергло эту теорию и позволило узнать много нового.

Для начала выяснилось, что Спартак оказался самкой — поэтому львенок был переименован в Спарту, а анализ ДНК не выявил родственных связей. Более того, оказалось, что Борис на 15 тысяч лет старше. Радиоуглеродное датирование показало, что возраст мумии Бориса составляет около 43 тысяч лет, а Спарты — около 28 тысяч лет. Тот факт, что древние животные имеют такую разницу в «возрасте», говорит о том, что пещерные львы использовали эти пещеры в качестве семейного логова тысячелетиями.

А вот возраст на момент смерти и обстоятельства смерти львят оказались схожими. Ранее исследователи считали, что Борис погиб в возрасте двух-трех недель, а Спарта — в возрасте одной-двух недель. Однако в новом исследовании на основе развития зубов ученые пришли к выводу, что львята дожили до одного-двух месяцев. Палеонтологи предположили, что оба животных погибли из-за оползня, так как у них были повреждены кости, однако признаков деятельности хищников или падальщиков не было обнаружено.

Хорошая сохранность шерсти львят позволила специалистам провести сравнительный анализ волос пещерных и современных львов. Шкуры обоих детенышей похожи на покров нынешних африканских львят, но их меховой подшерсток гораздо длиннее и толще: в отличие от современников, им требовалось защищаться от холода. Мумии позволили проследить эволюцию кошачьих. Так. выяснилось, что зубы у пещерных львят прорезались в более раннем возрасте, и это тоже может объясняться суровым климатом: малышам нужно было как можно скорее переходить на мясную пищу.

Пещерные львы обитали в плейстоцене на территории Евразии, Аляски и северо-запада Канады. Одни ученые считают их отдельным видом больших кошек (Panthera spelaea), другие — подвидом современного льва (P. leo spelaea). Из многолетней мерзлоты Якутии в районе бассейна Индигирки известны четыре мумии детенышей пещерного льва, два первых были найдены в 2015 году в Абыйском улусе на берегу реки Уяндина. Это были первые в мире полностью сохранившиеся мумии львят.

Фото: Science.ykt.ru

Также ученые сравнили шерсть Бориса и Спарты с покровом мумии одного из львят, обнаруженного в 2015 году (на снимке вверху). У более ранней находки шерсть оказалась темнее. Поскольку возраст мумии, обнаруженной в 2015-м, на момент гибели оценивается примерно в одну-две недели, исследователи предположили, что шерсть якутских пещерных львов светлела с возрастом. Светлый окрас, по мнению авторов, служил приспособлением к обитанию на открытых равнинах, большую часть года покрытых снежным покровом.

В отличие от якутских собратьев, львы на стенах пещеры Шове во Франции изображены с темными участками меха. Такой окрас, вероятно, связан с тем, что европейские пещерные львы обитали в более закрытых ландшафтах. Также исследователи отметили, что у якутских львят был однотонный окрас шерсти, в отличие от детенышей современных львов, покрытых светло-коричневыми пятнами.

Исследования мумий львят продолжается. Ученые надеются, что смогут секвенировать полный геном Спарты — наиболее хорошо сохранившегося львенка.

По материалам National Geographic, N +1