• Фото: NASA
    Четверг, 27 июня 2019

Под ледяным щитом Гренландии найдено более 50 озер

Ученые обнаружили более полусотни новых озер с незамерзающей водой, лежащих под гренландским ледяным щитом.

Раннее сообщалось о найденных четырех гренландских озерах.

Исследователи из Великобритании и США опубликовали данные о новых находках в журнале Nature Communications.

Научная работа велась в рамках программы IceBridge NASA. С помощью радиолокационных данных радаров NASA была составлена карта внутренних слоев ледяного покрова Гренландии. Незамерзающая вода в радарных данных была отчетливо видна.

Также для создания модели рельефа использовались спутниковые фотографии с очень высоким разрешением.

Было установлено, что озера поддерживаются в незамерзающем виде благодаря давлению сверху и геотермальному теплу снизу. Поверхностные талые воды также стекают ко дну и собираются в дуплах.

Ученые сообщили, что подледные озера Гренландии относительно невелики. Самое большое из них простирается всего на 6 километров.

По озерам определят поведение льда

Почему исследователи так заинтересованы этими находками? Дело в том, что водная сеть, лежащая в основе ледяного покрова, показывает, как он движется и дает возможность прогнозировать, что с ним будет в дальнейшем.

Вода в данном случае ведет себя как смазочный материал. В условиях глобального потепления очень важно распознавать, насколько быстро лед скользит к океану. А, значит, станет возможным выстраивать прогнозы о будущем повышении уровня моря.

Ранее внимание ученых, занимающихся проблематикой подледных озер, было особо приковано к Антарктиде. Там было зафиксировано около 470 таких объектов. И вот теперь себя в этом отношении проявила Гренландия.

Вместе с тем, исследователи отмечают, что фронт работ всего лишь намечен. Для тщательного изучения озер понадобится больше усилий и современной техники, которая измерит глубину вод, распознает топографические условия, исследует другие важные факторы.

По материалам BBC