• Фото: Shutterstock
    Пятница, 14 июня 2019

Предок всех животных был колонией стволовых клеток

Ученые из Университета Квинсленда провели масштабное исследование и объявили, что предок всех животных был колонией конвертируемых клеток, похожих на стволовые.

Биологи давно предполагают, что первые многоклеточные животные произошли от одноклеточных организмов, напоминающих хоаноциты — микробы, обнаруженные в современных губках.

Но исследователи из Квинсленда оспаривают эту идею, предполагая, что вместо этого животные эволюционировали из клеток другого типа, которые могут превращаться во многие различные формы и очень похожи на стволовые клетки, обнаруженные в наших собственных телах. Ученые обнаружили, что первые многоклеточные животные не были похожи на современные клетки губок, а были скорее колонией конвертируемых клеток.

«Пра-пра-прабабушка всех клеток животного мира была, вероятно, очень похожа на стволовую клетку, — говорится в заявлении Берни Дегнана, другого автора исследования из Квинсленда. — Это в какой-то мере интуитивно понятно, так как по сравнению с растениями и грибами у животных гораздо больше типов клеток, используемых совершенно по-разному — от нейронов до мышц — и гибкость клеток была критически важна для эволюции животных с самого начала».

Как проходило исследование

Используя новую технологию, команда из Квинсленда проверила идею о том, что первые животные были похожи на хоаноциты и хоанфлагелляты. Для этого они сравнили транскриптомы — наборы генетических молекул — различных типов клеток.

Организмы, которые изучала команда, включали три типа клеток, обнаруженные в губках, в том числе хоаноцитам, хоанофлагеллятам и другим одноклеточным микробам, принадлежащим к группе голозойных животных. Для каждого организма они искали определенные «сигнатуры» транскриптома, чтобы узнать больше об их эволюционной истории.

«Их сигнатуры транскриптома просто не совпадают, а это означает, что они не являются основными строительными блоками жизни животных, как мы изначально думали», — сказала Сэнди Дегнан. Эта технология исследования использовалась только в течение последних нескольких лет и помогла ученым наконец-то решить давний вопрос о том, какой же организм был предком всех животных.

«Мы берем основную теорию эволюционной биологии и переворачиваем ее с ног на голову», — сказала Сэнди.