• Проросшая шишка в янтаре: невероятная находка возрастом 40 миллионов лет.Вокруг Света. Украина
    Фото: George Poinar Jr.
    Четверг, 18 ноября 2021

Проросшая шишка в янтаре: невероятная находка возрастом 40 миллионов лет

В янтаре, найденном на побережье Балтийского моря, содержалась окаменелость шишки вымершего вида сосны Pinus Cembrifolia. Необычность этой окаменелости в том, что семена проросли прямо внутри шишки.

Статья с описанием открытия опубликована в международном журнале палеобиологии Historical Biology.

Преждевременное прорастание у голосеменных растений — невероятно редкое явление, так как в основном оно происходит у покрытосеменных цветущих растений — таких, как яблоки или апельсины. Семена таких растений находятся внутри плода (это и обусловило название «покрытосеменных»). Однако сосны — голосеменные растения, как и другие хвойные. Они производят «голые» семена, которые не заключены в плоды. Зародыш в данном случае находится в спящем состоянии и семена его не прорастают, пока не окажутся в идеальных условиях.

«Прорастание как правило, происходит в земле, после того, как семя в неё упадет. Живорождение, подобное эмбриональному развитию внутри родителя, мы привыкли связывать с животными и забываем о том, что иногда это происходит и с растениями»,  — отметил эксперт по палеоботанике Джордж Пойнар-младший из университета штата Орегон, США.

Найденная янтарная «капсула времени», которая ждала своего триумфа с эоценовой эпохи, оказалась первой в своем роде окаменелостью живородящего растения. Причина, по которой семена проросли внутри шишки, остается загадкой для исследователей. В янтаре хорошо видны гипокотили — стебли зародыша, которые дали эти семена. Появились ли они до того, как конус шишки был заключен в янтарную оболочку, не известно. Более того, исходя из их положения, кажется, что пик роста пришелся на момент, когда шишка упала в смолу.

Биологическая деятельность часто происходит после того, как существо было погребено в смоле. Так, например, попавшие в ловушку насекомые откладывают там яйца. В случае сосновой шишки, кутикула, покрывающая открытые части побегов, могла защитить их от быстрого проникновения естественных фиксаторов смолы, по словам Пойнара.

Древние растения, сохранившиеся в янтарной смоле являются важными подсказками об окружающей среде, так как показывают анатомию и поведение тех или иных видов с высокой детализацией. Живорождение у голосеменных может сообщать о зимних морозах. Предполагается, что в древних балтийских янтарных лесах была влажная, умеренно теплая среда с небольшими заморозками, позволявшими семенам прорасти.

В греческой мифологии янтарь считался слезами сестер Фаэтона, сына бога солнца Гелиоса. Украшения с янтарем начали делать в период неолита, а в 4 веке до н.э. упоминания о нем впервые появились в литературе — трудах Феофраста, а позже Пифея. Сегодня янтарь, содержащий в себе давние ископаемые, служит детальной летописью развития нашей планеты. Самый старый найденный янтарь насчитывает 320 миллионов лет (он был образован в период Верхнего Карбона). На Земле сушествуют сотни мест, в которых производится добыча янтаря, однако лишь некоторые камни содержат в себе реликтовые окаменелости. Так, в 2006 году мир был потрясен находкой в балтийских лесах — безупречно сохранившейся в янтарной смоле ящерицей. Ученые также находили заключенных в янтарь птиц, жуков, змей и различные виды древних растений.

По материалам Cosmos Magazine