• Раскрыт механизм передачи наследственной информации помимо ДНК.Вокруг Света. Украина
    Фото: Depositphotos
    Пятница, 19 марта 2021

Раскрыт механизм передачи наследственной информации помимо ДНК

Стрессы, обжорство или нелюбовь к овощам вредят не только мужчинам, но и их будущему потомству. Помимо генов, во время оплодотворения передается и то, что можно назвать "жизненным опытом".

Давно известно, что ДНК родителей является важнейшим фактором, определяющим здоровье потомства. Также очевидно, что поведение матери до и во время беременности (например, употребление алкоголя, курение, прием некоторых препаратов, уровень стресса) непосредственно влияет на формирование плода. Более того, установлено, что на здоровье потомства сказывается и образ жизни будущего отца. Например, диета, избыточный вес и уровень стресса. Передача информации происходит во время оплодотворения через эпигеном — совокупность специфических меток, определяющих активность генов, но не затрагивающих саму структуру ДНК. Однако ученым до сих пор были неясны точные механизмы этого процесса.

Новое исследование канадского Университета МакГилла, опубликованное в журнале Developmental Cell , раскрыло конкретный механизм передачи отцовской наследственной информации через сперматозоиды без участия молекул ДНК. Это открытие дает новые возможности для изучения наследственных заболеваний и их профилактики. Статья основана на 15-летних исследованиях.

В эксперименте мышей-самцов держали на диете с дефицитом витамина В9 (фолиевой кислоты). Было обнаружено, что дефицит фолиевой кислоты вызвал изменения метильных групп гистоновых белков, ответственных за упаковку ДНК в ядре сперматозоида.

В итоге активность ряда генов у эмбрионов мышей изменилась, что, в свою очередь, привело к врожденным дефектам позвоночника и черепа. Примечательно, что изменения метильных групп гистонов в сперме передавались при оплодотворении и закреплялись в развивающемся эмбрионе.

Ближайшей задачей исследователи считают поиск способа исправить вредные изменения, индуцированные в белках сперматозоидов. Они надеются, что лучшее понимание механизма наследования помимо ДНК откроет новые возможности для профилактики наследственных заболеваний.

К слову, фолиевая кислота (витамин В9) содержится в овощах, зелени, орехах, семенах. 100 граммов арахиса или семечек — это около 60% суточной потребности в витамине В9. Также богаты этим витамином петрушка, кунжут, печень трески, авокадо и многие виды салата. Давно известно, что приём фолиевой кислоты во время беременности снижает риск развития дефектов нервной ссистемы плода, поэтому беременным часто рекомендуют принимать фолиевую кислоту довольнительно.

Ранее команда Медицинского факультета Университета Кентукки установила, что пищевые предпочтения передаются по наследству