• Съели всех слонов и перешли на зайцев: как охотились наши предки.Вокруг Света. Украина
    Фото: Depositphotos
    Среда, 22 декабря 2021

Съели всех слонов и перешли на зайцев: как охотились наши предки

Группа археологов, зоологов и историков отследила развитие охотничьих практик древних людей за последние 1,5 миллиона лет.

Беспрецедентное по масштабу и продолжительности исследование ученых из Тель-Авивского представляет собой всесторонний анализ данных о костях животных, обнаруженных в десятках доисторических памятников в Израиле и его окрестностях. Полученные данные указывают на постоянное сокращение размеров дичи, на которую охотились люди в качестве основного источника пищи — от гигантских слонов 1–1,5 миллиона лет назад до газелей 10 000 лет назад. По словам исследователей, эти результаты рисуют яркую картину взаимодействия между людьми и животными за последние 1,5 миллиона лет.

Как сообщил профессор Ран Баркаи из Отделения археологии и древних культур Ближнего Востока им. Джейкоба М. Алкова, историков всего мира сегодня интересуют ответы на два важных вопроса: что вызвало массовое вымирание крупных животных за последние сотни тысяч лет — чрезмерная охота со стороны людей или, возможно,  климатические изменения? И каковы были движущие силы великих изменений в истории человечества — как физических, так и культурных — на протяжении его эволюции?

«В свете предыдущих исследований наша команда предложила оригинальную гипотезу, которая связывает два вопроса: мы думаем, что крупные животные вымерли из-за чрезмерной охоты со стороны людей, и что изменение диеты и необходимость охоты на мелких животных, возможно, способствовали изменениям в развитии человечества», — рассказал Баркаи, подчеркнув, что свои гипотезы ученые строили на основе данных раскопок в Южном Леванте, охватывающих несколько видов человека за период 1,5 миллиона лет.

На кого охотился человек прямоходящий

Южный Левант (территория современных Израиля, Палестинской автономии, Юго-Западной Сирии, Иордании и Ливана) ученые считают  «археологической лабораторией» из-за плотности и непрерывности доисторических находок, охватывающих длительный период времени. Раскопки, которые начались 150 лет назад, предоставили доказательства присутствия здесь людей, начиная с Homo erectus, прибывших 1,5 миллиона лет назад, продолжая неандертальцами, жившими здесь с древних времен до своего исчезновения около 45 000 лет назад и заканчивая современными людьми,  которые пришли из Африки несколькими волнами (начало 180 000 лет назад).

Исследователи собрали все имеющиеся в литературе данные о костях животных, найденных в доисторических местах Южного Леванта, в основном в Израиле. Эти раскопки, проводившиеся с 1932 года по сегодняшний день, предоставляют уникальную последовательность находок, сделанных разными видами людей за период в 1,5 миллиона лет. Исследование охватило в общей сложности 133 слоя из 58 доисторических памятников, в которых были идентифицированы тысячи костей, принадлежащих 83 видам животных. На основе этих останков исследователи рассчитали средневзвешенный размер животных в каждом слое на каждом участке.

«Мы обнаружили постоянное и очень значительное уменьшение размеров животных, на которых охотились люди. Например, треть костей, оставленных Homo erectus на стоянках около миллиона лет назад, принадлежала слонам, которые весили до 13 тонн (что более чем в два раза превышает вес современного африканского слона) и обеспечивали людей 90% их пищи. Средний вес всех животных, на которых охотились люди в то время, составлял 3 тонны, а кости слонов были обнаружены почти во всех местах вплоть до 500 000 лет назад», — уточнили ученые.

Зачем понадобился лук и стрелы

Примерно 400 000 лет назад люди, жившие в этом регионе — ранние предки неандертальцев и Homo sapiens, по данным исследователей, охотились в основном на оленей, а также на некоторых более крупных животных весом почти в тонну, таких как дикий крупный рогатый скот и лошади. Наконец, на стоянках, населенных современными людьми, примерно от 50 000 до 10 000 лет назад, около 70% костей принадлежат газелям — животным весом не более 20-30 кг. Другие останки, обнаруженные на более поздних стоянках, в основном принадлежат лани (около 20%), а также мелких животных, таких как зайцы и черепахи.

Выяснив принадлежность костей, ученые начали поиск ответа на вопрос: что стало причиной исчезновения крупных животных? Популярная теория объясняет вымирание крупных видов изменениями климата на протяжении веков. Чтобы проверить это, ученые собрали климатические и экологические данные за весь период, охватывающий более десятка циклов ледниковых и межледниковых периодов. Эти данные включали температуры, основанные на уровнях изотопа кислорода 18, а также количество осадков и растительности, о чем свидетельствуют значения углерода 13 из местной пещеры Сорек. Сопоставление данных показало, что изменение климата практически не повлияло на вымирание животных.

«Наши открытия позволяют нам предложить захватывающую гипотезу о развитии человечества: люди всегда предпочитали охотиться на самых крупных животных, доступных в их среде обитания, пока они не вымирали или не становились очень редкими. Это вынуждало доисторических охотников искать следующий по размеру жертв. В результате, чтобы получить такое же количество пищи, все человеческие виды, появившиеся в Южном Леванте, были вынуждены охотиться на меньших по размеру животных, чем их предшественники, и, следовательно, должны были разработать более совершенные и эффективные технологии. Так, например, если для охоты на слона Homo erectus было достаточно копья, которого убивали с близкого расстояния, то современные люди придумали лук и стрелы, чтобы убивать быстро бегущих газелей на расстоянии», — пояснил соавтор исследования, доктор Мики Бен-Дор.

Как появились первые фермы

В своих окончательных выводах ученые пошли еще дальше и предположили, что сельское хозяйство возникло потому, что человеку было неудобно охотиться за мелкой дичью. «Мы считаем, что наша модель актуальна для человеческих культур повсюду. Более того, впервые мы утверждаем, что движущей силой постоянного совершенствования человеческих технологий является постоянное уменьшение размеров дичи. В конечном итоге, вполне возможно, что 10 000 лет назад в Южном Леванте животные стали слишком маленькими или слишком редкими, чтобы обеспечивать людей достаточным количеством пищи, и это могло быть связано с появлением сельского хозяйства. Кроме того, мы подтвердили гипотезу о том, что исчезновение крупных животные был вызван людьми, которые снова и снова разрушали свою среду обитания  к существованию из-за чрезмерной охоты. Таким образом, мы можем сделать вывод, что люди всегда опустошали окружающую среду, но обычно были достаточно умны, чтобы найти решения проблем, которые они создали — от лука и стрел до сельскохозяйственной революции. Однако за окружающую среду всегда приходилось платить огромную цену «, — заключил профессор Баркаи.

Фото: Depositphotos