• Сон помогает избавиться от ненужных воспоминаний: исследование.Вокруг Света. Украина
    Фото: Shutterstock
    Понедельник, 23 сентября 2019

Сон помогает избавиться от ненужных воспоминаний: исследование

Во время определенной фазы сна мозговые клетки активно работают, чтобы избавиться от ненужных воспоминаний. Ученые надеются, что это открытие углубит наше понимание болезни Альцгеймера.

Пока мы спим, наш мозг фильтрует воспоминания о дне, решая, какие из них оставить, а от каких — избавиться. Забывание — это на самом деле активный процесс, как объясняют авторы исследования, опубликованного в журнале «Science».

Команда исследователей обнаружила, что во время фазы быстрого сна (когда наши глаза быстро двигаются) специальные нервные клетки активно способствуют забвению. Речь о нейронах, продуцирующих меланин-концентрирующий гормон (МКГ). Они находятся в гипоталамусе — части мозга, которая отвечает за сон, аппетит и эмоции.

Предыдущие исследования показали, что эти клетки помогают контролировать фазы быстрого сна. Активизация нейронов МКГ увеличивает длительность быстрого сна, а их подавление — сокращает.

Как проводилось исследование

Команда изучила мышиные клетки, продуцирующие меланин-концентрирующий гормон, и обнаружила, что 52,8 процента из них были активны во время быстрого сна. При этом лишь 35 процентов клеток были активны, когда мыши не спали.

Ученые также проводили с мышами тесты на запоминание, искусственно активизируя и подавляя нейроны МКГ. Оказалось, что клетки посылали сигналы в гиппокамп, чтобы остановить формирование воспоминаний. По словам ученых, мыши лучше справлялись с обучением и запоминанием, когда клетки подавлялись.

Этот результат свидетельствует о том, что активация нейронов, продуцирующих меланин-концентрирующий гормон, может также мешать процессу запоминания.

И хотя исследование пока было проведено лишь на грызунах, которые ведут ночной образ жизни и не имеют одного длительного периода сна за сутки, команда надеется, что работа может углубить наше понимание болезни Альцгеймера.

До этой работы никто и не подозревал, что нейроны МКГ могут как-либо влиять на забывчивость.