• Трехмерное зрение впервые появилось у рыб 450 млн лет назад. Но пригодилось только на суше.Вокруг Света. Украина
    Воскресенье, 11 апреля 2021

Сложная сеть нервов, соединяющих глаза и мозг современных сухопутных существ, оказалась значительно древнее, чем было принято думать.

Исследователи из французской организации Inserm и университета штата Мичиган обнаружили, что современная схема связи «глаза – мозг», характерная для сухопутных животных, уже присутствовала у древних рыб, по крайней мере, 450 миллионов лет назад. Это делает ее примерно на 100 миллионов лет старше, чем считалось ранее.

Большинство современных рыб не имеют такого типа связи между глазом и мозгом. Существовавшая ранее теория заключалась в том, что эта организация связи появилась в ходе эволюции уже у земных существ. Именно она обеспечивает нам восприятие глубины и трехмерное зрение.

Однако, в работе, опубликованной в журнале Science, исследователи сообщают об обнаружении этого типа связи у архаичных рыб семейства лучеперых (Lepisosteidae). Семейство насчитывает семь ныне живущих видов, обитающих в пресных, солоноватых и морских водах от Северной Америки до Коста-Рики и Кубы.

У современных рыб каждый глаз имеет один нерв, соединяющий его с противоположной стороной мозга. То есть один нерв соединяет левый глаз с правым полушарием мозга, а другой нерв соединяет правый глаз с левым полушарием мозга. Более сложная схема, характерная для сухопутных животных, включая людей, и обнаруженная сейчас у лучеперых рыб, включает два нерва: каждый глаз имеет по два нервных соединения, с каждой половиной мозга. Эта схема реализована и у людей.

Вооружившись пониманием генетики и эволюции, команда смогла оглянуться назад во времени и оценить, когда впервые появились эти двусторонние проекции. Анонсировано и продолжение работы, с тем, чтобы лучше понять и изучить биологию зрительных систем.

Палеонтологи обнаружили, что вымершие нелетающие птицы семейства дроморнитидов обладали стереоскопическим зрением.

По материалам Technology Networks, Science Daily, Daily Mail