• Теория Хокинга об эволюции черных дыр получила еще одно экспериментальное подтверждение.Вокруг Света. Украина
    Четверг, 16 сентября 2021

Самые большие черные дыры уже обнаружены и даже сфотографированы. Но теперь появились доказательства существования крошечных черных дыр размером с атом калия.

Испанский астроном Оскар Барко опубликовал в сентябрьском выпуске Monthly Notices of the Royal Astronomical Society работу, посвященную эволюции черных дыр. Барко пришел к выводу о существовании черных дыр иного типа, отличного от тех, которые встречаются в современной Вселенной, которые он назвал «примитивными» или «изначальными». Согласно выводам Барко, эти черные дыры были созданы в первые моменты Большого взрыва, когда Вселенная только зародилась, и обладала огромной плотностью. В этих условиях могли возникнуть черные дыры обладающие любой массой. Они могли иметь размер от субатомной частицы до нескольких сотен километров.

Субатомные мини-дыры, в отличие от сверхмассивных черных дыр, могли существовать только крайне непродолжительное время, «истаивая» за счет излучения Хокинга. К примеру, субатомная черная дыра с массой порядка 1000 тонн могла бы просуществовать не более 46 секунд, взорвавшись на последних стадиях испарения и произведя огромное количество гамма-лучей.

Но как можно обнаружить черную дыру атомных или субатомных размеров до того,  как она полностью испарится –  с учетом очень короткого срока ее существования?

Барко рассмотрел сценарий захвата субатомной черной дыры сверхмассивной черной дырой. В этом случае, по мере приближения черной дыры атомных размеров к горизонту событий сверхмассивной, частота излучения Хокинга, которое может быть обнаружено с Земли, постепенно уменьшается.

Этот процесс был сопоставлен с тепловыми гамма-всплесками (GRB), уже измеренными в астрономических обсерваториях. Именно эти гамма-всплески и представляют собой экспериментальное свидетельство существования субатомных черных дыр.

Если же допустить, что процесс рождения субатомных черных дыр продолжается и в современной Вселенной (хотя его возможный механизм не вполне понятен), то такие дыры стали бы почти идеальными кандидатами на роль гипотетической «темной материи».

Темная материя — таинственная гипотетическая субстанция, которую ученые еще не идентифицировали, — могла возникнуть еще до Большого взрыва, предположил ученый из балтиморского Университета Джона Хопкинса.

По материалам The Conversation