• Уже не Годзилла: гигантской доисторической акуле дали официальное имя.Вокруг Света. Украина
    Фото: New Mexico Department of Cultural Affairs
    Воскресенье, 25 апреля 2021

Уже не Годзилла: гигантской доисторической акуле дали официальное имя

Палеонтологи обнаружили хорошо сохранившийся окаменелый скелет древней акулы длиной 2 метра на частном участке в горах Мансано недалеко от Альбукерке, штат Нью-Мексико.

Среди выдающихся особенностей скелета — 12 рядов острых зубов, которые находятся в крепких, мощных челюстях, и пара шипов-плавников длиной 80 см на спине. «Ее негласно назвали акулой Годзилла из-за размера скелета. Это самая большая окаменелость такого рода, из когда-либо обнаруженных в этом районе. А также из-за схожей с рептилиями природы шипов на ее спине», — рассказал Джон-Пол Ходнетт, который первым раскопал окаменелость и возглавил ее изучение. Он подчеркнул, что скелетный материал древних акул находят крайне редко, не говоря уже о полном скелете, который также сохранил очертания тела и отпечатки мягких тканей как в случае с акулой-Годзиллой.

Теперь окаменелость официально названа акулой-драконом Хоффмана (Dracopristis hoffmanorum) в честь семьи, которая владеет землей, где был найден скелет, и как дань уважения чудовищному, похожему на рептилию, виду акулы.

Акула-дракон Хоффмана принадлежала к группе таинственных древних акул, известных как ктеканаканты, которые отделились от современных акул и скатов около 390 миллионов лет назад в Девонский период. Прекрасно сохранившийся скелет позволил исследователям больше узнать об этой малоизученной группе. Одно из самых больших различий между ктенакантами и современными акулами — их челюсти. «Челюсти ктеканакантов больше, они прочнее прикреплены к черепу, что делает их менее гибкими», — сказал Ходнетт.

Эти фиксированные челюсти могут означать, что ктеканаканты не были высшими хищниками, как современные акулы. Благодаря новой окаменелости можно предположить, что они, возможно, занимали другую экологическую нишу. «На основании анатомии грудных плавников и хвоста мы предполагаем, что найденная акула, скорее всего, была хищником, который держался близко к дну устья древней лагуны, в которой она жила», — сказал Ходнетт, добавив, что зубы также более приспособлены для захвата и дробления добычи, такой как ракообразные и мелкие позвоночные.

Исследователи предполагают, что большие шипы на спине акул-драконов Хоффмана могли использоваться в качестве защиты от более крупных акул. Согласно заявлению Музея естественной истории и науки Нью-Мексико, большие зубы акулы, обнаруженные в этом районе, свидетельствуют об этом.

Ктенаканты исчезли во время массового вымирания в конце Пермского периода 252 миллиона лет назад, положившего конец Палеозойской эре. Однако точная причина гибели акул до сих пор не известна.

В настоящее время исследователи ищут другие окаменелости ктенакантов в этом районе, чтобы узнать больше об особенностях их жизни — эволюционных характеристиках, таких как долголетие, скорость роста, возраст репродуктивной зрелости и репродуктивная способность.

«Вокруг Света. Украина» писал, какой была самая большая рыба в истории. Рядом с доисторической акулой-монстром даже тираннозавр кажется безобидным зверем. С 29 июля на Discovery Channel — «Неделя акул», в том числе о мегалодонах.

По материалам «Фокус»