• В атмосфере Титана нашли странную молекулу.Вокруг Света. Украина
    Среда, 28 октября 2020

В атмосфере Титана нашли странную молекулу

Астрономы обнаружили в атмосфере спутника Сатурна циклопропенилиден (C3H2) — чрезвычайно редкую молекулу на основе углерода.

Эта молекула настолько активна (вступает в химические реакции), что может существовать на Земле только в лабораторных условиях. Его никогда раньше не обнаруживали в атмосфере Земли и в Солнечной системе. Единственное место, где циклопропенилиден может оставаться стабильным — это холодная пустота межзвездного пространства.

Но циклопропенилиден может стать строительным блоком для более сложных органических молекул, которые однажды могут привести к жизни.

«Мы думаем о Титане как о реальной лаборатории, где мы можем увидеть химию, подобную той, что была на древней Земле, когда здесь зарождалась жизнь», — сказала астробиолог Мелисса Трейнер из Центра космических полетов имени Годдарда NASA.

Циклопропенилиден, который даже исследователи NASA описывают как «очень странную маленькую молекулу», не может долго существовать в атмосферных условиях, потому что он очень быстро и легко реагирует с другими молекулами, образуя другие соединения. Как только это произойдет, это больше не циклопропенилиден. В межзвездном пространстве любой газ или пыль обычно очень холодные, то есть соединения мало взаимодействуют друг с другом, а циклопропенилиден может сохраняться.

Циклопропенилиден представляет особый интерес, поскольку он известен как кольцевая молекула; три его атома углерода связаны в кольцо. Хотя неизвестно, что сам циклопропенилиден играет биологическую роль, азотистые основания ДНК и РНК основаны на таких молекулярных кольцах. «Их циклический характер открывает эту дополнительную ветвь химии, которая позволяет создавать эти биологически важные молекулы», — сказал астробиолог Александр Телен из Центра космических полетов имени Годдарда NASA.

Чем меньше молекула, тем больше у нее потенциала — ожидается, что реакции с участием более мелких молекул с меньшим количеством связей будут происходить быстрее, чем реакции с участием более крупных и сложных молекул. Это означает, что реакции с участием более мелких молекул приведут к более разнообразным результатам.

Ранее считалось, что бензол (C6H6) является самой маленькой молекулой углеводородного кольца, обнаруженной в любой атмосфере (включая атмосферу Титана), но, как отмечают ученые, «циклопропенилиден победил».

«Мы пытаемся выяснить, пригоден ли для жизни Титан. Мы хотим знать, какие соединения из атмосферы попадают на поверхность, а затем, сможет ли этот материал попасть через ледяную корку в океан внизу, потому что мы думаем, что океан — это то место, где есть условия для жизни», — сказала геолог Розали Лопес из Лаборатории реактивного движения NASA.

Выяснение того, какие соединения присутствуют в атмосфере, является очень важным шагом в этом процессе исследования. Циклопропенилиден может быть маленьким и странным, но эта чрезвычайно редкая молекула может быть ключевым элементом химической головоломки Титана.

Как сообщал «Вокруг Света. Украина»,  NASA выпустило первую геологическую карту Титана. Титан, чей диаметр составляет 5150 км, является вторым по величине спутником Солнечной системы после Ганимеда Юпитера.