• В Помпеях нашли окаменевших людей.Вокруг Света. Украина
    Фото: Parco Archeologico di Pompei
    Понедельник, 23 ноября 2020

В Помпеях нашли окаменевших людей

Во время раскопок большой виллы в Чивите Джулиане итальянские археологи нашли два тела жертв извержения Везувия почти 2 тысячи лет назад и сделали гипсовые отливки их тел.

Большая древнеримская вилла менее чем в километре от городских стен Помпей — в местечке под названием Чивита Джулиана — была открыта еще в начале XX века. Но поскольку она находилась на частной территории, археологам удалось исследовать лишь небольшую часть владений. В 1950-х годах властям удалось договориться о новых, но недолгих раскопках. Затем работы были свернуты, а результаты отправлены в архив.

В 2017 году засыпанная после археологических раскопок вилла оказалась жертвой кландестини — черных копателей, потрошащих древние памятники ради ценных артефактов. В рамках расследования археологам пришлось оценивать ущерб и документировать произведенные кландестини раскопки. По их результатам руководство археологического парка Помпей приняло решение вновь заняться научным исследованием виллы.

История новых раскопок на вилле

Во время новых раскопок в 2017-2019 годах специалисты археологического парка открыли хлев с останками трех лошадей и смогли сделать гипсовые отливки по технологии, придуманной археологом Джузеппе Фиорелли. Ее суть заключается в заполнении пустот в грунте гипсовым раствором, который, высохнув, воспроизводит форму истлевшего в земле тела или предмета. Таким образом удалось получить первый в Помпеях слепок погибшей лошади.

Фото: Parco Archeologico di Pompei

В первой половине 2020 года археологи продолжали раскопки на вилле. Были открыты новые помещения, в том числе и подвал-криптопортик, о существовании которого говорилось в архивных документах. Стены криптопортика были покрыты красочными фресками, а на полах сохранились мозаики. Но особо интересным оказалось короткое граффито «Муммия». По неуверенно написанным буквам ученые предположили, что оно сделано ребенком. Муммия — женское имя рода Муммиев, на этом основании появилась гипотеза о принадлежности помпейской виллы представителю этого древнего римского рода.

Гибель хозяина и его раба

Теперь на сайте археологического парка Помпей появилась информация о новых находках и новых гипсовых слепках. В одном из помещений криптопортика, около лестницы, ведущей из подвала наверх, во время извержения укрылись двое мужчин. Одному из них около 40 лет, и поверх туники он был закутан в шерстяной плащ. Это свидетельствует о высоком положении погибшего. Рост мужчины определили примерно в 160 см. Его спутник оказался гораздо моложе — 18-25 лет — и ниже ростом. Судя по зажившим травмам костей, юноша мог быть рабом. Покидая виллу, он оделся в короткую шерстяную тунику. По первому предположению, мужчины погибли утром 25 октября.

Вероятно, подземный коридор показался им надежным спасением, но оказалось, что это не так.  «Около девяти утра их унесло потоком обломочной вулканической породы. Они умерли от теплового шока, что видно из их сжатых ступней и кистей», — рассказал руководитель археологической группы Помпей Массимо Осанна. Ученые считают, что есть высокая вероятность того, что погибших удастся идентифицировать.

Неподалеку от останков в грунте также обнаружились полости. Но остались они не от погибших людей, а от предметов, которые беглецы имели с собой. Некоторые из гипсовых слепков, сделанных в этих полостях, уже интерпретированы как куча ткани — возможно, раб захватил с собой дополнительный плащ или одеяло для защиты от падавших с неба пепла и вулканической пемзы.

Находка  является очень ценной, потому что ни в 20 веке, при официальных исследованиях виллы, ни при грабительских раскопках в конце 2010-х годов эти полости в вулканическом грунте не были найдены и испорчены. По мнению археологов, находка является «невероятным и исключительным свидетельством» утра, когда произошло извержение вулкана в Помпеях. Сейчас раскопки в Чивите Джулиани продолжаются, но туристов из-за коронавирусных ограничений туда не пускают.

Что случилось в Помпеях

Извержение вулкана в Помпеях произошло в 79 году нашей эры. Оно полностью уничтожило древнеримский город недалеко от современного Неаполя, в котором на то время, по оценкам, жили около 13 тысяч человек.

Остатки Помпей, погребенных под слоями пепла, пыли и камней, нашли только в XVI веке, а с 1750-х годов там начались раскопки. Сейчас исследователи стараются уберечь обнаруженные останки древнеримского города от разрушения.

Как сообщал «Вокруг Света. Украина», археологи уточнили обстоятельства гибели «безголового из Помпеи».  Раньше считалось, что мужчина оглянулся на Везувий и ему на голову упал камень.

По материалам Nplus1