• Водяные землеройки: раскрыт секрет самых маленьких ныряющих млекопитающих.Вокруг Света. Украина
    Фото: MacArthur/Campbell
    Среда, 16 июня 2021

Водяные землеройки: раскрыт секрет самых маленьких ныряющих млекопитающих

Биологи из Ливерпульского университета (Великобритания) определили, откуда у теплокровных водяных землероек появилась способность нырять в ледяную воду и находиться в ней около 20 секунд.

Ведь, по мнению команды, эта их способность бросает вызов эволюционной логике.

Биологи проанализировали ДНК 71 вида насекомоядных млекопитающих, объединенных в отряд Eulipotyphla. Помимо землероек он включает кротов, щелезубов и ежей. Образцы ДНК собрали по всему миру, заметил доктор Майкл Беренбринк.

По этим образцам команда построила эволюционное древо Eulipotyphla. В результате чего получила подробную картину взаимоотношений между видами. Эта информация помогла отследить эволюцию их способности к нырянию.

Исследователи пронаблюдали, как в процессе эволюции содержание ключевого белка миоглобина увеличивалось в мышцах млекопитающих. Именно это изменение позволяет им накапливать больше кислорода в мышцах для того, чтобы задерживать дыхание под водой и охотиться.

Биологи в результате выяснили, что «ныряющее поведение» у этой группы эволюционировало пять раз.

У землероек подобное изменение происходило трижды, у кротов – дважды, рассказал Беренбринк.

Фото: MacArthur/Campbell

Он также добавил, что данное генетическое исследование пролило свет на эволюцию млекопитающих, которые кажутся наименее приспособленными для дайвинга.

Результаты исследования опубликовал онлайн-журнал eLife.

Немного о самом крошечном ныряющем млекопитающем

Водяная землеройка, или водяная кутора, или обыкновенная кутора (Neomys fodiens) обитает на большой территории от Британии до побережья Тихого океана. В Скандинавии встречается вплоть до берегов Северного Ледовитого океана. На юге ареал простирается до Малой Азии, севера Монголии, Китая и Северной Кореи.

Длина тела водяной землеройки – 10 см, хвоста – 8 см.

Встречается на берегах небольших пресных водоемов. Ведет полуводный образ жизни. Способна находится под водой около 20 секунд. Добычу съедает, выбравшись на сушу.

Нападает на мелких беспозвоночных, рыб, мышевидных грызунов и птенцов водоплавающих птиц. Слюна куторы содержит парализующее вещество, которое обездвиживает жертв на 3-5 дней.

Как ранее сообщал портал «Вокруг Света. Украина», в Индонезии обнаружили землеройку с волосатым хвостом.