• Вследствие ядерных испытаний на планете выпало больше осадков.Вокруг Света. Украина
    Фото: Shutterstock
    Четверг, 14 мая 2020

Вследствие ядерных испытаний на планете выпало больше осадков

Ученые обнаружили, что испытания ядерного оружия, проведенные во время холодной войны, изменили характер осадков в тысячах километров от мест взрывов.

Изучив данные с удаленной исследовательской станции на Шетландских островах, что на северо-востоке Шотландии, исследователи из Университета Рединга (Великобритания) обнаружили, что количество осадков в этом районе увеличилось на 24 процента вследствие испытаний ядерного оружия.

Дождь начинает идти, когда когда капли воды, образующие облака, становятся слишком большими и тяжелыми. На поведение капель также влияет их электрический заряд. От него зависит, сталкиваются ли капли друг с другом. Известно, что в результате столкновения маленькие капли превращаются в крупные дождевые. Однако до сих пор было неясно, может ли заряд капель в конечном итоге повлиять на количество осадков.

Ученые попытались определить, как испытания ядерного оружия, проведенные в 1950-х и 60-х годах, могли повлиять на характер дождевых осадков. Известно, что радиация высвобождает электрические заряды в воздух посредством ионизации. Если капли воды в облаках получают этот заряд, они начинают соединяться и в конечном итоге превращаются в дождевые капли.

С тех пор, как в 1945 году США сбросили на Хиросиму первую атомную бомбу, были проведены тысячи ядерных испытаний: 1127 провели США, и 726 — Советский Союз (по данным Reuters).

Исследователи проанализировали характер осадков на Шетландских островах между 1962 и 1964 годами — в этот период проводились ядерные испытания. Архипелаг расположен слишком далеко от источников загрязнения, поэтому любые значительные изменения в характере осадков могли быть связаны с воздействием радиации от ядерных испытаний.

Результаты исследований показали, что увеличение количества осадков совпадало с увеличением радиации. Облака становились плотнее, и осадков выпадало на 24 процента больше, чем обычно за тот же период.

По словам команды, это свидетельствует о том, что электрический заряд влияет на количество осадков. Открытие может оказаться полезным для геоинженерных исследований в будущем. Геоинженерия — это искусственное манипулирование природными процессами для предотвращения изменения климата.

Результаты исследования опубликованы в «Physical Review Letters».