• Загадочные следы у вулкана на юге Италии могли принадлежать неандертальцам.Вокруг Света. Украина
    Фото: Edmondo Gnerre/ Wikimedia
    Понедельник, 27 января 2020

Загадочные следы у вулкана на юге Италии могли принадлежать неандертальцам

Следы расположены от Роккамонфина - потухшего вулкана на юге Италии, который не извергался десятки тысяч лет.

Согласно легенде, дьявол однажды прогуливался по склону вулкана на юге Италии, и каждый его шаг навсегда сохранился в твердой породе. Эти следы известны как «Ciampate del Diavolo» или «Devil’s Trail». На самом деле они принадлежат гоминидам, но вот каким, до сих пор было неясно. Новое исследование, кажется, дает ответ на этот вопрос.

Таинственные следы

Следы расположены недалеко от Роккамонфина — потухшего вулкана на юге Италии, который не извергался десятки тысяч лет.

С 2001 года исследователи изучали эти следы, оставленные небольшой группой человеческих предков и несколькими животными, проносящимися вниз по склону горы.

Теперь ученые поняли, что некоторые из них на самом деле не шли вниз по склону, а поднимались к центру вулкана.

В общей сложности гоминиды оставили 67 следов рук и ног. Сначала их разделили на три отдельных пути, направленных прочь от вершины вулкана. В ходе последнего исследования ученые из разных научно-исследовательских институтов Италии выяснили подробности о 14 отпечатках и пришли к выводу, что на самом деле они были направлены вверх по склону, а не вниз.

Кому принадлежат следы?

Датировав горные породы, исследователи установили, что следы около 350 000 лет назад отпечатались в мягком слое пепла, который остался после извержения вулкана.

Учитывая, что наши предки из вида Homo Sapiens развили свои характерные черты только 315 000 лет назад, мы можем быть уверены, что следы им не принадлежат.

Один из наиболее четких отпечатков принадлежит, как считают исследователи, взрослому мужчине. Задняя часть его стопы широка, а подъем — невысокий. Такими же характеристиками обладали  ступни людей, похороненных в испанской пещере Сима де лос Уэсос.

Останкам людей из пещеры Сима де лос Уэсос уже 430 000 лет. Долгое время они были темой научных дискуссий. Останки то относили к виду протантропов, то неандертальцев, то денисовцев, и наконец — снова неандертальцев.

Если последние результаты верны, то, как считают ученые, можно предположить, что и следы у вулкана Роккамонфина принадлежат неандертальцам.

Тем не менее, исследователи стараются не спешить с окончательными выводами.

Можно только догадываться, что вдохновило группу гоминидов пробираться сквозь остывающую сажу сразу после того, как вулкан извергся. Очевидно, они не спешили: люди проходили около 1 метра в секунду.

Исследователи определили, что сажа должна было охладиться по крайней мере до 50 градусов по Цельсию. Это значит, что между извержением и походом прошло несколько часов.

Исследование было опубликовано в «Journal of Quaternary Science».