• Планета Венера: что мы о ней знаем?.Вокруг Света. Украина
    Места
    Понедельник, 2 августа 2021

Планета Венера: что мы о ней знаем?

Как выглядит Венера на земном небе, каковы особенности ее орбиты и строения планеты, сколько длятся год, сутки и световой, каков состав атмосферы и погода?

Как найти Венеру на небе

Венера — второй по яркости природный объект на ночном небе после Луны. Настолько яркий, что однажды пилот самолета Air Canada в январе 2011 года принял ее за приближающийся самолет и прибег к экстренному пикированию, стремясь избежать столкновения.

Фото: Getty Images

Наклон плоскости орбиты Венеры относительно плоскости орбиты Земли приводит к тому, что она появляется на небе в разное время суток. Как следствие, в древности Венеру часто принимали за две разные звезды, вечернюю и утреннюю, которые появлялись на закате и восходе солнца. Греки называли их Фосфор и Геспер, а римляне — Люцифер и Веспер. Греческий математик Пифагор был первым, кто обнаружил, что самые яркие звезды на утреннем и вечернем небе на самом деле являются одним и тем же объектом — Венерой.

Свое современное название она получила в честь римской богини любви и красоты, аналогу греческой Афродиты, из-за того, как ярко сияет на небе. Из пяти планет, известных древним астрономам, Венера – самая яркая.

планета Венера

Поскольку Венера вращается вокруг Солнца в пределах орбиты Земли, у нее есть фазы, как у Луны. Когда Венера находится на противоположной стороне от Солнца, она находится в полной фазе, и появляется в новой фазе, когда находится между Землей и Солнцем. Впервые эти фазы наблюдал итальянский астроном Галилео Галилей в 1610 году.

Венера была первой планетой, движение которой по небу было нанесено на небесную карту еще во втором тысячелетии до нашей эры, включая такие редкие явления, как прохождение Венеры через солнечный диск. Известны древневавилонские записи о движении Венеры, датируемые 1600 годом до нашей эры.

Мы можем видеть прохождение через солнечный диск только двух из всех планет Солнечной системы: Венеры и Меркурия, поскольку они находятся ближе к Солнцу.  Но если прохождение Меркурия через Солнце можно наблюдать каждые 13–14 лет, то транзиты Венеры происходят гораздо реже. Причина в том, что плоскость орбиты Венеры наклонена относительно плоскости земной орбиты на 3,4°. Это означает, что Солнце, Венера и Земля достаточно редко оказываются в позициях, удобных для наблюдения транзита.

Как следствие, транзиты Венеры происходят в циклах по 243 года: дважды с интервалом 8 лет, затем интервал 121,5 года, затем снова два транзита с перерывом в 8 лет и большой интервал примерно 105,5 года. Последний по времени транзит Венеры происходил в 2012 году и не повторится до 2117 года.

планета Венера

Планета Венера

В отличие от всех остальных планет в Солнечной системе, Венера вращается вокруг своей оси по часовой стрелке. Все остальные планеты вращаются и вокруг своей оси, и вокруг Солнца против часовой стрелки. Такая униклаьность Венеры связана с ее перевернутым положением в результате столкновения с каким-то небесным телом.

Из всех планет Солнечной системы Венера является ближайшим двойником Земли: почти одинакового размера (масса Венеры — около 80% массы Земли) и сходного химического состава. Орбита Венеры также ближайшая к Земле из всех планет солнечной системы. Оба мира имеют относительно молодые поверхности и плотную атмосферу с облаками – правда, облака Венеры в основном состоят из паров и аэрозолей серной кислоты.

Фото: Getty Images

Среднее расстояние Венеры от Солнца — 108 млн км (0,723 а. е.). Справка: одна астрономическая единица (а.е.) – среднее расстояние Земли от Солнца. Перигелий (максимальное приближение к Солнцу): 107 476 000 км, что составляет 0,73 земного. Афелий (самое дальнее расстояние от Солнца): 108 942 000 км, 0,716 земного.

Внутренняя часть Венеры состоит из металлического, в основном, железного ядра диаметром примерно 6 тыс км. Поскольку Венера и Земля очень похожи, можно сделать вывод, что ядро Венеры тоже жидкое. Расплавленная каменистая мантия Венеры имеет толщину примерно 3000 км. Кора Венеры в основном состоит из базальта и, по оценкам, в среднем имеет толщину от 10 до 20 км.

Год, сутки и световой день на Венере

Сутки на Венере длиннее года: чтобы совершить один оборот вокруг своей оси, Венере требуется 243 земных дня, и это самый длинный период осевого вращения в Солнечной системе. В то же время длительность венерианского года — одного оборота вокруг Солнца, — составляет всего 224,7 земных дня.

Солнце на Венере встает на западе и заходит на востоке, а световой день на Венере длится всего 117 земных суток.

Из-за медленного осевого вращения в недрах Венеры не может генерироваться достаточно мощное магнитное поле, подобное земному. А поскольку ось имеет очень маленький наклон, всего на 3°, на планете нет и времен года.  Для сравнения: ось вращения Земли наклонена на 23,4°.

Климат и атмосфера Венеры

Миллиарды лет назад климат Венеры мог быть похож на климат Земли, и ученые считают, что на Венере когда-то была жидкая вода и океаны. Но после какой-то катастрофы (возможно, столкновения), повернувшего ось Венеры на 1770, климат резко изменился. Вода выкипела, и поверхность планеты сейчас слишком горячая и враждебная, чтобы на ней могла быть жизнь.

Венера горячее Меркурия, несмотря на то, что находится дальше от Солнца. Средняя температура на ее поверхности составляет 462°C. Это связано с высокой концентрацией углекислого газа в атмосфере Венеры, который создает интенсивный парниковый эффект, удерживая в ней тепло.

В атмосфере Венеры ясно выделяются два широких слоя. Первый — это облачная гряда, которая фактически покрывает всю планету. Второй — все, что находится под этими облаками. Облака, окружающие Венеру, простираются от 50 до 80 километров над поверхностью планеты и состоят в основном из диоксида серы (SO2) и серной кислоты (H2 SO4 ). Эти облака настолько плотные, что отражают 70% солнечного света обратно в космос. Это и объясняет большую яркость Венеры на земном небе.

Фото: Getty Images

Атмосферное давление воздуха на поверхности Венеры примерно в 90 раз выше, чем на Земле — то есть такое же, как в земном океане на километровой глубине.

Ветры на Венере дуют постоянно, но с различной скоростью на различных высотах. Верхний слой облаков Венеры постоянно движется со средней скоростью около 360 км/ч, примерно в 60 раз быстрее, чем вращается планета, но в противоположную сторону. Ветры ночью всегда дуют в направлении от полюса к полюсу, днем — в обратном направлении. В итоге в атмосфере Венеры на большой высоте постоянно происходит глобальный ураган.

По мере приближения к поверхности планеты скорость ветра падает из-за высокого давления и на поверхности не превышает нескольких километров в час. В целом, благодаря всей этой циркуляции, температура на поверхности Венере днем ​​и ночью почти не меняется.

Космический корабль Venus Express Европейского космического агентства, работавший в период с 2005 по 2014 год, обнаружил молнии, ​​которые образовывались в облаках серной кислоты.

Какого цвета Венера и как выглядит ее поверхность

Поскольку Венера отражает 70% падающего на нее солнечного света, на небе она имеет ровный белый цвет.

Фото: Getty Images

По данным, полученным при помощи космических аппаратов, а также при наблюдениях в тех частях спектра, в которых облака относительно прозрачны, цвет поверхности Венеры красновато-коричневый благодаря вулканическим породам. Но на поверхности планеты вчегда полумрак из-за облаков, поэтому здесь все должно выглядеть темным и тусклым.

Фото: Getty Images

Примерно две трети поверхности Венеры являются равнинами, с тысячами вулканов, действующих и потухших. На Венере больше вулканов, чем на любой другой планете Солнечной системы. Астрономам известно более 1600 вулканов на ее поверхности, и, вероятно, есть и другие, еще не замеченные. Некоторые из них остаются активными.

Около одной трети поверхности Венеры занимают шесть горных регионов. Горный хребет Максвелл имеет длину около 870 км включает в себя гору Максвелл Монтес, самую высокую на Венере — 11,3 км.

Предполагаемый возраст поверхности Венеры составляет в среднем около 300-400 миллионов лет, в три-четыре раза старше земной.

У Венеры также есть ряд особенностей поверхности, которые не похожи ни на что на Земле. Например, у Венеры есть короны — кольцевые структуры, ширина которых варьируется от 155 до 2100 км. Ученые считают, что они образовались, когда горячий материал под корой планеты поднялся, искривляя ее поверхность. У Венеры также есть тессеры, или плитки — возвышенные области, в которых множество гребней и долин сформировалось в разных направлениях. Есть также паучья сеть разрывов поверхности. Похоже, что на Венере нет сейсмического двигателя, подобного земному, который приводит в движение нашу сеть тектонических плит, но активно действует иной тип тектоники.