• Астероид Апофис разминулся с Землей, но через 8 лет пролетит гораздо ближе.Вокруг Света. Украина
    Суббота, 6 марта 2021

Астероид Апофис разминулся с Землей, но через 8 лет пролетит гораздо ближе

Если бы Апофис столкнулся с Землей, этот удар был бы эквивалентен одновременному взрыву 880 мегатонн тринитротолуола. Но по мнению специалистов NASA, вероятность этого события крайне мала.

Астероид 99942, названный Апофисом в честь египетского демона Хаоса,  был обнаружен 19 июня 2004 года астрономами Национальной обсерватории Китт-Пик в Аризоне, и с тех пор отслеживается, поскольку его орбита вокруг Солнца время от времени пересекает орбиту Земли.

Апофис вращается по орбите близкой к земной, с периодом обращения от 324 до 329 суток, то есть чуть быстрее, чем Земля. Люфт в пять суток возникает из-за того, что Апофис подвергается влиянию массивных небесных тел, отчего его орбита постоянно изменятся. К тому же астероид имеет неправильную вытянутую форму (наименьший диаметр 340 м), и из-за асимметричности кувыркается в полете, что вносит в его орбиту дополнительные возмущения.

В субботу, 6 марта, в 01:15 по Гринвичу, Апофис благополучно разминулся с Землей, пройдя от нее на расстоянии 16 миллионов километров. Это довольно далеко, более чем в 40 раз больше, чем расстояние от Земли до Луны. Но не все так просто. Поскольку орбита Апофиса нестабильна, а период вращения не совпадает с земным, то расстояние, на котором он проходит мимо Земли, постоянно меняется и не поддается точному расчету раз и навсегда. В прогнозы постоянно приходится вносить поправки, получаемые на основании текущих наблюдений.

В следующий свой проход вблизи от Земли, 13 апреля 2029 года, Апофис пройдет от Земли так же близко, как некоторые из спутников на самой высокой орбите – до 37 000 км. В 2013 году расчеты NASA исключили вероятность столкновения с Землей в 2029. Но такое сближение позволит астрономам провести значительно более детальные наблюдения. Тогда, скорее всего, будет уточнена его структура и форма (сейчас его считают похожим на арахис).

Вероятно, будут также получены изображения поверхности астероида Апофис с высоким разрешением. Сейчас считается, что она похожа на поверхность других астероидов каменистого типа, таких как Итокава, первый астероид, образцы которого были захвачены и доставлены на Землю для анализа.

Следующий близкий проход Апофиса состоится в 2036 году. После этого Апофис будет проходить от Земли все дальше —  а затем снова все ближе. Очередной критической датой станет 12 апреля 2068 года. Хотя дать точный прогноз движения Апофиса на столь длительный срок не представляется возможным, однако по последним данным NASA, обновленным в январе 2021 года, по Туринской шкале вероятность столкновения с астероидом 99942 в ближайшие 100 лет равна нулю.

В египетской мифологии Апофис, или Апеп, был духом зла, тьмы и разрушения. Он изображался в виде змея или крокодила, и был врагом бога солнца Ра и силой, которую нельзя окончательно победить.

Фото: Getty Images

Ранее Земля сталкивалась с крупными астероидами по крайней мере пять раз, что крайне неблагоприятно сказывалось на условиях жизни на ней, приводя к массовым вымираниям множества видов.

Ордовикское вымирание около 540 миллионов лет назад уничтожило 85% видов живых существ. Позднее девонское массовое вымирание около 375–359 миллионов уничтожило основные группы рыб и остановило формирование новых коралловых рифов на 100 миллионов лет. Массовое вымирание в конце пермского периода 252 миллиона лет назад уничтожило 97% видов живых существ.

Фото: Getty Images

Массовое вымирание в конце триаса 201 миллион лет назад открыло дорогу динозаврам, дав старт эпохе их процветания. Закрыло эту эпоху массовое вымирание в конце мелового периода, 66 миллионов лет назад.

Апофис — не единственный астероид, пересекающий земную орбиту. Так, недавно астрономы нашли еще один троянский астероид на орбите Земли.

По материалам Daily mail