Понедельник, 13 января 2020
Отправляясь в Мексику, я ожидал увидеть красную землю, кактусы и мужчин в сомбреро. Но эта страна меня поразила! Она оказалась намного интересней и разнообразней, чем я думал.
Самое удивительное, что нам удалось там пережить, это традиционный День Мёртвых. Мы провели его не на всемирно известном карнавале в Мехико, а в городке Окойоакак с населением около 60 тыс.человек, где кроме нас не было ни одного туриста. Это было очень необычное зрелище.
Государства на территории современной Мексики уже существовали примерно 3000 лет назад. Коренные жители — ольмеки, майя, ацтеки — сохранили языческие верования и ритуалы. А испанские завоеватели в XIV веке принесли христианскую веру. Так образовался тот микс культур, который теперь характерен для Мексики.
Древние майя относились к смерти, как к еще одному этапу развития, для них это был не конец, а переход в следующее измерение. Поэтому они старались не горевать об ушедшем близком, а радоваться, что он перешел на другой уровень. В эпоху доколониальных цивилизациях семьи держали в домах черепа своих умерших родственников и совершенно не боялись этого. Нам рассказывали, что в северной части страны кое-кто до сих пор бесстрашно достает кости близких из могил, чтобы почистить и положить обратно. Так они выражают заботу, любовь и принятие смерти.
Неудивительно, что в Мексике до наших дней дошла традиция раз в году с радостью и песнями поминать умерших. День мёртвых — это языческий праздник, сохранившийся еще со времен майя и ацтеков. Ему больше 2500 лет.
Отмечают День Мёртвых 1 и 2 ноября на местных кладбищах и на карнавалах в формате настоящего представления. В некоторых регионах 1 ноября поминают мертвых детей, а 2-го — взрослых. В других штатах — наоборот. Мексиканцы верят, что в оба эти дня их души приходят в наш мир встретиться и пообщаться с живыми.
Для того, чтобы они нашли дорогу, весь город и кладбище украшают свечами и цветами (в Украине их называют «чорнобривці»). В домах делают алтари, на которых собирают любимые вещи умершего. Мы побывали в гостях у мера города Окойоакак и убедились, что эти традиции действительно живы. В одной из комнат его семья соорудила алтарь почти на всю стену в честь умершего родственника. Поминальный стол был украшен цветами, свечами, лентами, сладкой выпечкой, фотографиями и вещами покойного, его любимой едой и напитками.
Нам рассказали, что такого карнавала, как в Мехико и других больших городах, здесь не проводят. Туристов здесь нет, а для себя они делают этот праздник таким, каким он был еще много поколений назад.
Вечером мы отправились на кладбище Окойоакака, чтобы увидеть все собственными глазами.
На входе под аркой с христианскими иконами люди танцевали ритмичные танцы в пестрых костюмах. Видно было, что это не маскарадные костюмы, взятые напрокат ради случая. Они были очень качественно сделаны и казались старинными, но отлично сохранившимися. Головы танцующих украшали длинные перья, которые символизируют связь с высшим измерением.
Как объяснил нам гид, эти люди считают себя потомками доколумбовых цивилизаций, древних индейцев, поэтому стараются реконструировать и беречь традиции своих предков, передавать их своим детям. Их лица были разрисованы черно-белыми красками, но это не был макияж, который обычно делают туристы на карнавалах. Горизонтальные линии, точки, узоры. У каждого танцующего к костюму был прикреплен какой-то символ смерти — череп, скрещенные кости или крест. У некоторых на голове был шлем в форме черепа.
В этом действии нас поражало то, что жители Окойоакака действительно делали это не для туристов (мы там были единственными «чужаками»), а ради себя, своей истории и памяти о тех, кто жил до них. Костюмов, которые надевают на парадах в День мертвых в крупных городах, здесь мы не увидели. Разве что у детей. В городе были палатки, где детям помогали переодеться и сделать устрашающий макияж.
Кладбище было освещено многочисленными лампами и свечами. На могилах было много сладостей в форме гробиков, крестов и скелетов, любимые вещи и еда покойного — от колы до сигарет.
Людей было очень много, народ веселился, кто-то пел под гитару зажигательные песни. Возле могил сидели семьи, вспоминали своих родственников, рассказывали смешные истории о них, ели. В День мертвых пекут сдобные булочки и сладости, которые символизируют, что смерть сладкая, ее не нужно бояться.
На одной из могильных плит родители оставили свою дочку лет пяти и пошли куда-то по своим делам, и это в 12 ночи!
Пройдя через все кладбище, мы добрались до того места, где проводилась католическая церемония. Здесь была совершенно другая атмосфера: люди серьезные и грустные, разговаривали тихо, кое-кто плакал, мы видели священников и кресты.
Это был такой контраст! Каких-то 100 метров и огромная разница в мировосприятии. Но в час ночи произошло соединение несовместимого — два этих разных движения пошли на встречу друг другу, соединились в один общий поток и отправились через город в христианскую церковь справлять мессу.
Помимо Дня мертвых, мы с группой Goodwin также побывали на древнем ритуале, который отображает веру мексиканцев в новое рождение после смерти. Он проходил в темаскале — традиционной мексиканской бане из глины с узким круглым входом, внутри которой темно и очень жарко. Во время ритуала шаман подливает на раскаленные угли разные масла и настои трав, стучит по барабану и что-то напевает.
Темаскаль стал настолько популярным, что его обустраивают даже в отелях, но это скорее похоже на обычную сауну. Нам же повезло пройти обряд в аутентичном месте. Шаман, который его проводил, сказал, что впервые делает это для туристов, обычно к нему приходят только местные. Сама баня символизирует лоно земли, весь ритуал — перерождение и очищение человека.
Мексика поражала нас на каждом углу, и нам очень захотелось повторить это путешествие в следующем году, чтобы еще лучше познакомиться с ее культурой и попытаться разгадать тайны ушедших цивилизаций.
Читайте также:
Велесова ночь, Хэллоуин, День мертвых: откуда что взялось?
Индейки – не еда, а проводники в стране мертвых