Согласно исследованию, опубликованному в журнале «Developmental Science», дети понимают концепцию счета за годы до того, как учатся использовать цифры.
Исследователи из Университета Джонса Хопкинса (США) собрали группу из 16 детей в возрасте от 14 до 18 месяцев для участия в пяти экспериментах. Они наблюдали за тем, как малыши будут реагировать на игрушки, которые помещались в непрозрачную коробку с прорезью, через которую могла пройти рука.
Каждый из пяти тестов был основан на одном принципе: дети наблюдали, как исследователи складывают различное количество предметов в коробку, а затем — как эти предметы вытаскивают.
В некоторых случаях ученые вытаскивали один объект. В других — все. В каждом эксперименте они наблюдали за реакциями детей — не ищут ли они взглядом пропавшие предметы.
Абстрактное мышление
Исследователи обнаружили: если при складывании предметов в коробку экспериментатор вел подсчет игрушек (при этом он мог не присваивать им порядковый номер, а просто говорить «это» и «это»), то дети рассчитывали, что определенное количество предметов достанут обратно. К примеру, если исследователь сосчитал пять игрушек и вытащил три, дети в возрасте 14 месяцев выразили замешательство.
Однако, когда подсчет не велся, малыши теряли интерес к коробке сразу после того, как была вынута первая игрушка.
В другом тесте детям было разрешено самостоятельно вынимать игрушки из контейнера в течение 10 секунд. Потом их спрашивали, не хотят ли они снова поиграть. Если перед этим предметы были подчитаны, малыши помнили об их количестве и не переставали искать оставшиеся игрушки в коробке.
Таким образом, исследование ставит под сомнение распространенную идею о том, что дети не начинают мыслить абстрактно, пока им не исполнится 7 лет.
По материалам Newsweek
Читайте также:
Внимание к деталям: дети видят больше, чем взрослые
Младенцы мыслят логично до того, как заговорят
Двухлетние дети понимают социальные иерархии — ученые