• Наука
    Среда, 12 сентября 2018

"Колыбель человечества" нужно искать в джунглях: ученые

Африканские дождевые леса - "терра инкогнита" для археологов.

Долгое время ученые считали, что люди осмелились войти в джунгли лишь спустя тысячелетие после появления сельского хозяйства. Однако Элеонор Сцерри иp Оксфордского университета с этим не согласна.

Археологические артефакты, найденные в лесах Южной Азии, доказывают что человек разумный очень быстро приспособился к условиям дождевых лесов. Обитатели пещеры Ниах на Борнео, например, использовали свойства ядовитых растений 45 тысяч лет назад — именно тогда на Борнео появились первые люди. На Шри-Ланке прачеловека леса кормили еще 36 тысяч лет назад. А на Суматре недавно обнаружили следы древнего человека, возрастом 70 тыс лет.

Если перволюди приспособились к условиям дождевых лесов Южной Азии, то в Африке это произошло намного раньше – на заре человеческого вида, считает антрополог Элеонор Сцерри. Предки человека разумного появились в Африке 300 тысяч лет назад.  Так что у них было время, чтобы приспособиться к такой среде обитания.

Джунгли – невероятно сложная площадка для археологических исследований: теплая и влажная среда ничего не хранит. Но антрополог из Оксфорда считает, что люди жили здесь далеко до появления  сельского хозяйства. Это подтверждают недавние археологические находки, возрастом 78 тысяч лет назад, в Кении, а также в Конго (22 тысячи лет) и Нигерии (12 тысяч лет).

Особенности обнаруженных окаменелостей заставляют предположить, что эти племена не часто смешивалось с другими. Они имеют больше общего с предками, жившими 300 тысяч лет назад, нежели с современными им гоминидами. А их каменные инструменты очень архаичны.

Почему здешние аборигены придерживались архаичных традиции, когда обитатели равнин уже экспериментировали с земледелием? Они это делали сознательно? Или были изолированы средой обитания?

Возможно, непроходимые джунгли играли важную роль в изоляции этих племен, например таких групп гоминидов как человек гейдельбергский или наледи.

Слишком мало известно о таком обширном континенте как Африка, 2,5  миллиона кв. км которой ждет своего открытия.

По материалам The Conversation