Четверг, 27 апреля 2017
Страхи — это плохо, и признаваться в них не принято. Но клифф-дайверы, совершающие прыжки в воду с высоты 27 метров, иного мнения. Страх они считают своим лучшим другом, который помогает выжить и минимизировать повреждения от удара об воду. А отсутствие страха — смерти подобно.
Страх необходим и обычным людям, правда он не всегда рационален: как сигнализация, которая срабатывает и от пожара, и от жареной курочки. Страх, как и звук сирены, нельзя игнорировать, но с ним можно договориться. В очереди перед турникетом на самую высокую горку Европы (76 м) у меня состоялся именно такой диалог.
Справа я вижу стартующий вагончик и лица людей, которые начинают нестись почти вертикально, разгоняясь до 120 км/ч. Слышны крики. Становится страшно. Слева можно наблюдать выходящих из другого вагончика живых и улыбающихся людей, но рациональные аргументы уже не работают: организм считает мое намерение опасным и убеждает не рисковать жизнью. У него свои методы — внезапно начинает болеть поясница.
Она действительно побаливала после долгой дороги, но неделю назад, и я «говорю» телу об этом. Оно соглашается и боль исчезает, но я отнюдь не победила. Чувствую, как ноги буквально хотят развернуться и выйти из очереди, в которой я в радостном предвкушении стояла почти час . Я хватаюсь руками за турникет, чтобы удержать на месте тело, принявшее решение помимо моей воли. Как такое возможно?
Считается, что в момент опасности префронтальная кора, наш аналитический мозг, частично отключается, а бразды правления передаются среднему мозгу, где сосредоточены двигательные рефлексы. Именно отсюда мышцам поступала команда «Бежать!», в то время как рациональный мозг хотел кататься на горке. Это открытие впечатлило меня пожалуй больше, чем сам аттракцион.
Выходит, что фраза «слушать свое тело» имеет прямой смысл. И этим искусством могут овладеть не только спортсмены-экстремалы. Просто их путь самый короткий. И красивый.
Елена Миловидова, редактор украинского издания журнала «Вокруг Света»
Читайте также колонки Е. Миловидовой:
«Климат, шарфы и многомужество»
«Гениальность — в деталях, простоте и свободе»