• Палеонтологи  нашли кита с хвостом и лапами.Вокруг Света. Украина
    Фото: Nobu
    Понедельник, 16 декабря 2019

Палеонтологи нашли кита с хвостом и лапами

Обнаружено «переходное звено» в эволюции китообразных — животное, стоящее на полпути от плавания за счет конечностей к полноценному использованию хвоста.

Китообразные произошли от древних сухопутных животных, родственников свиней и прочих парнокопытных. За время долгой эволюции их тело потеряло шерсть и вытянулось, передние конечности превратились в ласты, задние редуцировались, в мощный двигатель превратился хвост. Однако поначалу, еще только начиная адаптироваться к жизни в воде, они плавали, отталкиваясь задними лапами, а не хвостом.

Авторы новой статьи, опубликованной в журнале PLOS One, описали нового ископаемого родственника современных китов — одну из «переходных форм», плававших еще не совсем с помощью хвоста, но уже и не совсем с помощью конечностей. Его окаменелые останки были обнаружены в 2007 году на территории знаменитой Долины китов, в 150 километрах от египетского Каира.

Окаменелость изучила команда палеонтолога из Мичиганского университета Филиппа Гингериха. Животное, получившее название Aegicetus gehennae, они отнесли к процетидам, ныне вымершей группе примитивных китообразных.

Окаменелость датирована возрастом 35 миллионов лет. Скелет сохранился практически полностью. Ученые выяснили, что этот экземпляр был самцом, достигая массы около 900 килограммов и длины 3,7 метра. Среди прочих процетид его выделяет сильно вытянутое тело и длинный хвост, заметно уменьшившиеся задние конечности, которые к тому же потеряли прочные суставные связи с позвоночником. Все это указывает на переход ключевых плавательных функций от лап к хвосту.

«Процетиды, жившие 47-41 миллион лет назад, плавали с помощью ног, — говорит профессор Гингерих, — и лишь около 37 миллионов лет назад стали появляться киты, использовавшие хвост. Aegicetus относится к переходному времени и переходным формам и уже получил усиленный позвоночник “хвостового” пловца».

Как сообщал «Вокруг Света. Украина», палеонтологи нашли кита и без зубов, и без китового уса. Ученые полагают, что обнаружили недостающее звено эволюции между современными китами и их зубастыми предками.