Пятница, 21 декабря 2018
Самое яркое воспоминание из Непала — это треккинг в Гималаях. Я впервые видела такие огромные горы. С замиранием сердца смотрела на эти снежные вершины, где ледники никогда не тают.
Нам очень повезло с погодой, за три ночи ни разу не шел дождь. В один из дней мы встречали рассвет на высоте 2200 метров. Сначала ближние к нам вершины гор были просто белыми, а потом встало солнце и окрасило все в розово-золотые тона цвет. Это очень красиво. В такие моменты забываешь обо всех своих проблемах перед лицом вечности.
Треккинг понравился, хоть иногда и было тяжело. Сначала я думала, что главная цель — достичь конечной точки. Но потом поняла, что интересен сам процесс. Во время треккинга ты входишь в медитативное состояние, движешься в своем темпе и наблюдаешь красоту вокруг. Мы переходили небольшую речку по камням, миновали подвесной мост, видели водопады. Удивляло, что ты вроде в горах, но вокруг джунгли и можно увидеть банановое дерево.
Мы проходили небольшие поселки и видели быт местных жителей, их домики и огороды. Наши деревни по сравнению с ними — просто огромные мегаполисы. Там все очень маленькое, и люди довольно бедно живут. Но они умеют радоваться тому, что есть, и от этого счастливы.
В пути нам несколько раз нужно было переночевать. Мы выбрали гест-хаусы с горячей водой, чистой постелью и захватывающим видом на горный массив Аннапурна (необязательно спать в палатках или на полу).
У нас был уникальный опыт — мы ночевали в одном из тибетских монастырей в Непале. Там учатся дети тибетских беженцев. Они коротко подстрижены и ходят в бордовых накидках.
Мы ужинали вместе с послушниками. Сначала двое монахов раздали всем железные тарелки и ложки. Потом они вдвоем внесли огромную миску с едой. В этот момент чувствуешь себя не специальным гостем, а таким же послушником, как эти монахи. Ты ешь такую же пищу — скромную и простую, ступаешь босиком по холодному мраморному полу.
А на следующий день мы были на дебатах — это одна из форм обучения в тибетских монастырях. Я, коненчо, ничгео не понимала, но выглядит интересно: один монах сидит, а второй стоит и доказывает что-то своему собеседнику. Они могут кричать, хлопать. Мы пили чай и наблюдали за этим спектаклем.
В это место я шла с опаской, поскольку это место кремации. Пашупатинатх — индуистский храм в Катманду, он расположен по обе стороны реки Багмати. Мы наблюдали за процессом кремации с другого берега. Умерших моют и кладут на дрова. А рядом сидят родственники и спокойно ждут, пока тело сгорит. Затем работники крематория сгребают останки в реку. И тут же в реку спускаются нищие, чтобы поискать в воде золотые зубы, кольца и другие ценности покойников.
Меня поразило, что близкие умершего так спокойно воспринимают его смерть и кремацию. Они не надевают черную одежду, не плачут. Для них это не трагедия, а просто переход в другой мир.
В Непале мы также видели Кумари — индуистское божество. В Катманду на площади с красивыми красными зданиями есть дворик — очень похож на те, что я видела в Индии. Там в маленьком дворце живет принцесса Кумари. Это девочка лет 3-5. Есть много критериев, по которым выбираю ребенка. Например, у нее должна быть идеальная кожа: ни порезов, ни ссадин, ни царапин.
Когда смотрители видят, что собрались туристы, то выводят ее во дворик. Нам она явилась секунд на 5. Кумари нельзя фотографировать, но кто-то из посетителей этого не знал и сделал фото. Смотритель принцессы заметил это и закричал — девочку сразу увели. А человека, нарушившего правило, попросили выйти.
В Бутане мне очень понравились крепости дзонги. Они не каменные, а деревянные, с резьбой и разноцветной росписью. Внутри много двориков, храмы и монастыри. Эти крепости больше похожи на музеи или дворцы. Есть дзонг, который больше всего любит посещать король, в другом проходят коронации, в третьем проводят другие праздники.
Мы посетили два дзонга. Один из них расположен в городе Пунакха на берегу реки. Он очень красивый, настоящее произведение искусства.
В бутанском городе Паро есть монастырь, который называется «Гнездо тигрицы». Он висит на скале прямо над долиной. Считается, что там молился основоположник тибетского буддизма. Чтобы добраться к монастырю, мы сначала поднялись на соседнюю скалу, сделали там остановку, затем спустились, чтобы взойти на ту гору, где расположено «Гнездо тигрицы». Казалось бы, ничего сложного, но это была не просто прогулка, а полноценный треккинг.
Внутри монастыря много маленьких храмов. Туда нельзя брать технику, свои телефоны и фотокамеры все оставляли в камере хранения. Мы же современные люди, нам нужно пофотографировать и сразу выложить, а лучше прямой эфир сделать. Но нет, там ты все сдаешь и остаешься один на один с собой. Это позволяет сосредоточиться на своих ощущениях, на том, что ты в святом месте.
Монастырь действующий, там есть служители. Мы взяли у них специальные флажки, на которых написаны мантры. Монах их освятил, и потом мы развесили их возле водопада. Бутанцы верят, что когда на флажок действует стихия — вода, ветер — то мантры оживают и начинают работать. Мы оставили там много маленьких флажков и один большой от всей команды bodotravel.
Все фото предоставлены автором.
Читайте также:
Отпустите меня в Гималаи: ради чего ехать в Непал и Бутан
Многомужество в Непале, или Кого непальские дети называют папой
В Тибете открыли самую высокогорную палеолитическую стоянку