• Расшифрованный геном двоякодышащей ​​рыбы поможет понять, как мы вышли на сушу.Вокруг Света. Украина
    Воскресенье, 24 января 2021

Расшифрованный геном двоякодышащей ​​рыбы поможет понять, как мы вышли на сушу

К сожалению, эта живая история нашей эволюции сегодня находится под угрозой вымирания из-за деятельности человека.

Группа исследователей из нескольких стран ЕС и США секвенировала полный геном находящейся под угрозой исчезновения рогозуба (Neoceratodus forsteri) австралийской двоякодышащей рыбы, которая имеет самый большой из известных геномов животных — в 14 раз больше нашего. Это потребовало новых методов секвенирования ДНК и огромных вычислительных мощностей, которые технически стали возможны только сейчас, чтобы собрать воедино колоссальные 43 миллиарда нуклеотидов («букв» в генетическом коде).

Результаты исследования, опубликованные в журнале Nature, убедительно показали, что этот вид двоякодышащей рыбы геномно находится на полпути между рыбой и наземным позвоночным. Он является нашим ближайшим родственником из ныне живущих рыб, опережая латимерию — еще одну группу рыб с кистеперыми плавниками.

Из шести живущих видов двоякодышащих рыб четыре обитают в Африке, один в Южной Америке и один в Австралии. Впервые они появились в летописи окаменелостей 400 миллионов лет назад. При этом, австралийский вид первоначально был ошибочно классифицирован как амфибия из-за необычного сочетания особенностей рыбы и тритона, включая странные, похожие на ноги лопастные плавники. Животное охотится на лягушек, червей и улиток, а также ест водяные растения. Обычно рогозуб полагается на жабры, но у него есть и легкое, правда, единственное. Оно позволяет рогозубу выживать при засухе.

Эти «живые окаменелости» могут жить до 100 лет и очень похожи на своих ископаемых предков, живших 100 миллионов лет назад, которые вылезли из воды, и, в конечном итоге, породили млекопитающих, птиц, рептилий и амфибий. Но сегодня рогозубам угрожает вымирание: их среду обитания уничтожает деятельность человека.

Международная группа ученых с помощью моделирования узнала, как морские приливы повлияли на появление сухопутных животных.

По материалам Science alert