• Ученые обнаружили свидетельства еще одного массового вымирания.Вокруг Света. Украина
    Фото: Shutterstock
    Среда, 11 сентября 2019

Ученые обнаружили свидетельства еще одного массового вымирания

260 миллионов лет назад морская фауна потеряла 47% всех родов. С такими показателями вымирание входит в три самых масштабных после пермского и мелового.

Ученые считают, что в настоящее время Земля переживает шестое массовое вымирание. Однако, согласно исследованию, опубликованному в журнале Historical Biology, в прошлом на нашей планете мог случиться еще один такой инцидент, который палеонтологи до сих пор не замечали.

Поэтому авторы исследования — Майкл Рампино из Нью-Йоркского университета и Шу-Чжун Шэнь из Нанкинского университета — предполагают, что нынешнюю потерю биоразнообразия следует назвать «седьмым» (а не шестым) массовым вымиранием. Ученые утверждают, что событие, известное как кризис биоразнообразия конца гваделупской эпохи (около 260 миллионов лет назад), было недооценено.

Исследователи проанализировали данные научных статей последних 30 лет, которые посвящены переходному периоду между гваделупской и лопинской геологическими эпохами и сокращению биоразнообразия между ними. Ученые сделали вывод, что в самом конце гваделупской эпохи количество родов морских животных резко упало.

Больше всего пострадали губки, кораллы, крупные двустворчатые моллюски, крупные фораминиферы, брахиоподы и аммониты. Морская фауна потеряла от 36 до 47 процентов всех родов. С такими показателями вымирание входит в три самых масштабных для морских видов после пермского и мелового.

Это вымирание произошло примерно в то же время, что и извержение вулкана Эмэйшань на юго-западе современного Китая. По мнению исследователей, извержение и стало одной из основных причин масштабного сокращения биоразнообразия.

Пять массовых вымираний

Ранее считалось, что за последние 540 миллионов лет на Земли произошло пять событий массового вымирания. Каждое из них уничтожило огромное количество видов и обозначило завершения геологических эпох. Самым масштабным было вымирание в конце пермского периода, которое произошло 252 миллиона лет назад, — «Великое». Тогда погибло 90 процентов всех морских и 70 процентов наземных видов.

Другие известны как ордовикское (443 миллиона лет назад), девонское (372 миллиона лет назад), триасовое (201 миллион лет назад) и мел-палеогеновое (66 миллионов лет).

Все шесть основных массовых вымираний связаны с разрушительными экологическими потрясениями, в частности, с масштабными извержениями, каждое из которых покрыло более миллиона квадратных километров земной поверхности густыми потоками лавы.