• Ученые определили родину средневековой чумы.Вокруг Света. Украина
    Четверг, 29 ноября 2018

Ученые определили родину средневековой чумы

Пандемия чумы, которую часто называют Черной смертью, началась в Европе в середине XIV века и продолжалась до конца XVIII века.

Ученые из Норвегии, Франции, Великобритании и Италии заявили о том, что чумная палочка, которая вызвала пандемию чумы в Средние века, была завезена в Европу из Центральной Азии или с Западного Урала. К таким выводам исследователи пришли на основании анализа археологических и исторических данных, а также пяти геномов возбудителя болезни.

По разным оценкам, во время первой вспышки болезни (1347-1353) погибло от 30 до 50% населения континента. Впоследствии чума начиналась каждые 10-15 лет в разных странах Европы. Известно, что чума относится к зоонозам, то есть передается от животных (грызунов) к человеку, а одним из переносчиков инфекции являются крысиные блохи. Животные являются естественным резервуаром чумной палочки Yersinia pestis.

В ходе нового исследования ученые отсеквенировали пять геномов чумной палочки, которые они обнаружили в захоронениях середины XIV века во Франции, Бельгии, Нидерландах и Норвегии, и сравнили их с последовательностями 126 современных геномов и 14 уже опубликованных средневековой чумной палочки.

В результате исследователи пришли к выводу, что Y.pestis периодически приезжала в Западную Европу, вероятно по торговым путям, вместе с товарами. Оказалось, что геном чумной палочки, найденный в останках из Италии, из Тосканы, отличался от ДНК других средневековых штаммов. Исследователи предположили, что возможно, эта разновидность бактерии приехала с торговыми кораблями в Пизу, а оттуда попала в другие регионы Италии.

Геном чумной палочки, который был обнаружен в Нидерландах, соответствовал геномам бактерий, найденных в Лондоне и Булгаре. В обоих городах эпидемия началась в 1360-х годах. При этом, чума могла попасть в Лондон из Булгара или Новгорода, которые в те времена были крупными центрами по торговле мехом. Еще одним маршрутом, по которому чумная палочка могла оказаться в Европе, был торговый путь из того же Булгара в черноморскую Каффу (ныне Феодосия), а оттуда — в страны Южной Европы.

Как сообщал «Вокруг Света. Украина», чума в Европе: крысы не виноваты.

По материалам ZN