• Археологи обнаружили древнейшую жертву чумы. Останкам мужчины 5 тыс лет, и заразили его не блохи.Вокруг Света. Украина
    Фото: Доминик Гёльднер, BGAEU, Берлин
    Среда, 30 июня 2021

Изучение древнего штамма поможет бороться с современной чумой и прогнозировать ее изменения.

Самый старый известный штамм чумы (Yersinia pestis)  был обнаружен в ходе изучения останков охотника-собирателя, жившего более 5000 лет назад на территории современной Латвии. Это открытие, отчет о котором опубликован в журнале Cell Reports, отодвигает временную шкалу самого раннего штамма Y. pestis на более чем 1000 лет,  и отодвигает точку эволюционного появления чумной бактерии до 7000 лет назад, на 2000 лет раньше, чем это предполагали предыдущие исследования.

ДНК древней чумы были обнаружены в скелетных останках мужчины в возрасте от 20 до 30 лет, получившего название «RV 2039», который был похоронен более 5000 лет назад в регионе, известном как Рилюкалнс на территории Латвии. Кости этого человека были впервые обнаружены в конце 19 века вместе с другим скелетом, и были затем утеряны, но в 2011 году обнаружились в составе коллекции немецкого антрополога Рудольфа Вирхова. Их повторное открытие побудило исследователей вернуться на место находки, где они обнаружили еще два захоронения.

В новом исследовании группа ученых из Кильского университета в Германии изучила образцы зубов и костей всех четырех охотников-собирателей, с тем, чтобы секвенировать их геномы, а также протестировать останки на наличие бактериальных и вирусных патогенов. К своему удивлению, они обнаружили ДНК Y. pestis в костях RV 2039. Ее секвенирование помогло уточнить эволюцию этих бактерий, указав на то, что они были частью линии, которая возникла около 7000 лет назад, всего через несколько сотен лет после того, как Y. pestis отделился от своего предшественника, Yersinia pseudotuberculosis.

Общий ход болезни не вполне понятен, но очевидно, что в момент смерти у погибшего была высокая бактериальная нагрузка в кровотоке. Это позволяет предположить, что он умер именно от чумной инфекции, а не каких-либо других причин. Похоже, что древний штамм был менее заразным и не таким смертоносным, как его средневековый потомок, который уничтожил сотни миллионов людей в Евразии и Северной Африке в XIV веке.

Генетический анализ бактерий показывает, что древняя чума еще не имела гена, который обеспечивает передачу вируса от блох — ключевой фактор, позволивший болезни быстро распространиться в средневековый период. Таким образом, похоже, что этот человек стал единственной жертвой болезни после укуса зараженного грызуна. Вероятно, это вызвало медленную и в конечном итоге смертельную инфекцию, которая никому не передалась.

Открытие 5000-летнего штамма Y. pestis  существенно переписывает историю этой болезни. Историки полагают, что чума и многие другие известные инфекционные заболевания впервые возникли у людей, когда вокруг Черного моря начали появляться первые древние города. Высокая концентрация населения на небольших площадях и растущая зависимостью от домашнего животноводства сделали их идеальным плавильным котлом для зоонозных болезней, которые переходили от животных к людям. Однако, вопреки этой идее, новое свидетельство исходит от охотника-собирателя, который, вероятно, жил в составе малочисленной группы в то время, когда сельское хозяйство только начинало распространяться в Центральной Европе.

Учитывая то, что ранние штаммы Y. pestis, были, по-видимому, менее заразны и смертельны, чем более поздние средневековые, это также может развеять идею о том, что чума привела к значительному сокращению популяции людей в Западной Европе в конце эпохи неолита.

В настоящее время люди обычно заболевают чумой после укуса блох, живущих на грызунах, которые и переносят чумные бактерии от грызунов к человеку. Чума остается крайне опасной и сегодня, но при раннем обнаружении поддается лечению антибиотиками.

Группа археологов, антропологов и экономистов из университетов Огайо и Дарема пришла в выводу, что  Юстинианова чума оздоровила население Европы.

По материалам IFLScience