• Фес, Мекнес, Марракеш и Рабат: автопутешествие по имперским городам Марокко.Вокруг Света. Украина
    Руины дворца Эль-Бади
    Блоги

    Фес, Мекнес, Марракеш и Рабат: автопутешествие по имперским городам Марокко

    Имперские города — так называют четыре города, которые в разное время были столицами Марокко. Это самые популярные туристические локации страны.

    Марокко задолго до поездки волновала мое воображение. Я читала и слышала много противоречивых сведений о ней, не зная, чего же ожидать в действительности. В день вылета решила отбросить все предрассудки и просто отдаться на волю судьбы, приняв все, что принесёт с собой новое путешествие. 

    Мы в бойфрендом решили в конце декабря-начале января совершить на автомобиле тур по имперским городам Марокко. Имперские города — так называют четыре города, которые в разное время были столицами страны: Фес, Мекнес, Марракеш и Рабат. Собственно, это самые  популярные туристические локации в Марокко.

    Королевская столица — Рабат

    Наше путешествие по Марокко началось в аэропорту Касабланки, которую иногда ошибочно считают столицей страны. На самом деле столицей Марокко является город Рабат, расположенный на расстоянии 90 км от Касабланки. Именно туда мы и отправились прямо из аэропорта на арендованном авто. 

    фото Мароко Рабат

    В самом Рабате на городских дорогах очень много полиции, предотвратить хаотическое движение это не помогает, но это уже другая история. Рабат — монарший город, именно здесь большую часть года проводит королевская семья. Однажды мы забрели в правительственный квартал, где встретили огромное количество военных на каждой улице и в каждом переулке. Но такая тотальная охрана характерна только для столицы, в других городах этого мы не заметили.

    фото Марокко Рабат Андалузские сады

    Рабат расположен на берегу Атлантического океана, но не перенасыщен туристами, как популярные Марракеш или Касабланка, во все достопримечательности можно попасть без очереди. Мы начали наш маршрут с центра города, возле Королевского дворца, но, как и в других городах Марокко, дворец не был доступен для посещения обычными туристами.

    Фото Марокко Рабат

    Полюбовавшись океаном и насладившись красотой Андалузских садов (на фото), находящихся поблизости, мы отправились через городскую медину (так называется в странах Магриба старый центр города, построенный при арабском владычестве). Там находятся самые известные достопримечательности Рабата — мавзолей Мухаммеда 5го и башня Хассана. Доступ к ним совершенно бесплатный. Самый оживленный интерес у посетителей вызывают конные гвардейцы в красной форме. 

    Колоритный Фес

    После двух дней в Рабате мы отправились дальше, в глубь станы — в старинный город Фес, который славится своей самой древней и самой запутанной мединой и кожевенными красильнями, которые хотят увидеть все туристы. 

    Фото Марокко Фес

    Город достаточно большой, состоящий из старой и новой части. Фес знаменит многочисленными величественными воротами, ведущими в старый город. Как нам сказал один из местных гидов – здесь их около двадцати. Попадая в самое сердце старого города, можно очень легко запутаться, GoogleMaps постоянно теряют сигнал. Поэтому почти на каждом углу местные подростки на ломаном английском предлагают услуги «проводников» по медине к нужному месту или адресу. 

    фото Марокко Фес ворота

    Вдоволь набродившись между лавочками торговцев, мы направились к королевскому дворцу, наивно полагая, что сможем попасть внутрь. Но и тут нас ожидало разочарование – дворец был закрыт. Солнце, несмотря на конец декабря, грело достаточно активно. По ощущениям, было градусов 25-27, хотя согласно прогнозу – всего 20-22. Благо, рядом оказался красивый парк, где мы смогли укрыться в тени. 

    Фото Марокко Фес красильни

    Финальным местом нашего пребывания в Фесе стали популярные кожевенные красильни, увидеть которые можно с террас магазинов с кожаными изделиями в восточной части медины. Нужные входы легко распознать по фотографиям чанов с красителями, которые предусмотрительные марокканцы вывешивают на фасады своих лавок. Мы смотрели на красильни уже ближе к вечеру и в пятницу (особый день для мусульман, когда больше времени уделяется молитве), поэтому увидеть рабочих, к сожалению, не удалось. Насчет неприятного запаха, могу сказать, что он сильно не отличается от «ароматов» самой медины, поэтому особого шока мы не испытали.  

    Спокойный Мекнес

    На следующее утро нас ждал недлинный переезд в город Мекнес, на расстоянии 65 км от Феса. В Мекнесе меньше туристов, чем в Рабате и Фесе, а в сравнении с Марракешем и подавно.

    фото Марокко Мекнес

    Именно в Мекнесе мы впервые увидели огромную торговую площадь в центре города — главную площадь медины Эль Хедим, заполненную продавцами, музыкантами, заклинателями змей. У одного из местных даже был страус на привязи. Все это производит впечатление, особенно на фоне самых больших старинных ворот Баб-эль-Мансур, изукрашенных мозаичными узорами из традиционной глазурованной керамики и черной арабской вязью. Эти ворота когда-то служили главным входом в город.

    фото Марокко Мекнес Баб-эль-Мансур

    Одна из самых известных достопримечательностей в городе – мавзолей Мулай Исмаила. До конца XVII ст. Мекнес был королевской резиденцией. Позднее великий султан Мулай Исмаил сделал его главным и самым величественным городом своей огромной империи. Но к нашему большому сожалению, в декабре 2019-январе 2020 мавзолей оказался закрыт на реконструкцию. Кстати, с подобной ситуацией реконструкции и реновации исторических мест мы в Марокко сталкивались часто. Похоже на подготовку к туристическому сезону.

    Мы направились изучить близлежащие казематы. Но бывшая местная то ли тюрьма, то ли продовольственные склады не оправдали наши ожидания, учитывая стоимость посещения – 60 дирхам (около 150 грн). 

    Медина в Мекнесе более спокойная, не такая запутанная и пахучая, как в Фесе. Наши апартаменты находились вблизи площади, поэтому целый вечер и еще полночи мы слушали звуки неумолкающего города, перемешанные с голосами музыкальных инструментов — совсем как в средневековой восточной сказке. 

    Магия Марракеша

    Завершающим пунктом нашего путешествия стал прекрасный Марракеш, город, обрамленный горами. Его еще называют «красным городом» из-за особого цвета глины, из которой построена местная медина.

    Марракеш – это  туристическая мекка Марокко. Тут все сделано для туристов. Соответственно цены на все, начиная жильем и заканчивая сувенирами, значительно выше, чем в других местах. Большинство приезжих – из Франции; довольно часто можно было услышать немецкую или итальянскую речь. 

    Главная площадь Джема-эль-Фна живет бурной жизнью, не умолкая ни днем, ни ночью. Тут можно найти товары и развлечения на любой вкус. Загипнотизированные кобры, дрессированные животные, гадалки, роспись хной, аматорские кулачные бои и прочие радости жизни.

    фото Марокко Марракеш музей

    После визита в красивый Музей Марракеша наш выбор пал на посещение Дворца Эль-Бади. Это был когда-то один из самых величественных дворцов страны. От былого великолепия уже ничего не осталось, кроме оболочки и внушительных размеров сооружения. Все драгоценные материалы и декор были вывезены по приказу султана Мулай Исмалила в Мекнес при возведении нового дворца. Интересно было наблюдать за десятками копошащихся аистов, которые устроили себе зимовку на руинах Эль-Бади. 

    фото Марокко Марракеш

    Тут же, в Марракеше, на террасе, расположенной на крыше нашего риада (традиционный дом в Марокко) мы встретили Новый 2020 год. В Марокко не придают большого значения этому празднику, поэтому ночь прошла для центра города обычно – под звуки неумолкающей медины. Лишь вдалеке, видимо на окраине города, нам удалось заметить пару салютов, скорее всего для групп празднующих туристов.

    Дороги в Марокко

    Дороги в Марокко довольно хорошие, переезд между городами вообще не проблема, да и в горах все сделано добротно, ямы нам нигде не попадались. Иногда наш маршрут пролегал по платным скоростным трассам, стоимость которых варьировалась от 11 до 60 дирхамов (в пересчете на гривны — от 26 до 150 грн).

    Другое дело — движение в городах, сплошной хаос и неразбериха. По городским дорогам одновременно едут машины, повозки, запраяженные ослами, велосипедисты, скутеры. Водители без конца сигналят друг другу, а пешеходы переходят дорогу везде, где только им вздумается. Но за время нашего путешествия мы даже привыкли к такому порядку вещей.

    Транспорт в Марокко

    Машину мы забронировали заранее через сайт проката, и она обошлась нам около 17 евро в день. Прокат авто в Марокко – распространённое явление, но надо быть готовым, что сервис обслуживания будет не европейский. Альтернатива для перемещения из одного города в другой — рейсовые поезда или автобусы.

    Что попробовать в Марокко

    Кухня в Марокко не острая, но специи обязательно используются в каждом блюде. Самые распространённые кушанья – кускус (готовят вегетарианский или с курицей), тажин (готовят в специальном одноименном глиняном горшке), пастилла (слоенный пирог с мясом голубя), овощные салаты. Во всех заведениях мы получали бесплатные порции зеленых или черных оливок как закуску и всегда только свежевыжатый апельсиновый сок.

    Марокко — страна мусульманская, алкоголь не присутствует в меню каждого кафе, как мы, европейцы, привыкли. Поэтому, чтобы попробовать местные алкогольные напитки, пришлось постараться и поискать места, где их продают. Нам удалось попробовать местное пиво Flag и вино Guerrouane Rouge, которые оказались весьма достойными. Рестораны мы выбирали, основываясь на оценках и отзывах в Google Maps.

    Все фото автора

    Читайте также:

    Испанское Марокко: белая голубка Тетуан и синий-синий Шефшауэн

    Марокко – удивительная страна, где прошлое переплелось с настоящим

    Марокко: самое длинное минное поле в мире