Четверг, 5 августа 2021
Грузия для меня — это не города, храмы, и тем более не рестораны или магазины. Прежде всего это горная страна, горные народы, их культура и архаичный стиль жизни. На северо-востоке Грузии мне удалось отыскать место, где туристов практически нет вообще, поскольку сюда сложно и опасно добираться, ведь единственная дорога закрыта девять месяцев в году.
От остальной территории Грузии и от соседних Чечни и Дагестана эта область отделена горными хребтами. Местные обитатели практически лишены благ цивилизации и живут, как сотни лет назад. Это место называется Тушетией, и она — один из немногих нетронутых уголков дикой природы в Европе. Национальный парк Тушети претендует на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В Тушетии около десяти “живых” поселков, только два из них относительно крупные: Дартло и Омало. Поселки имеют совершенно уникальный вид благодаря боевым башням, сложенным из серого камня — сланца — без использования строительного раствора. Поскольку камни хорошо подогнаны, строения простояли много веков со времен Средневековья. Сохранились и древние храмы, и святилища-жертвенники.
В Тушетии нет отелей в привычном понимании — только небольшие гестхаусы, принадлежащие местным. И в этом для меня особенная ценность региона — возможность пожить с людьми и из первых уст узнать об их традициях и обычаях. В Омало я остановился в доме пограничника Зуры Моуравидзе (в восьми километрах от Омало граница с Дагестаном и Чечней). Мы говорили с ним на русском; старшее поколение здесь иногда понимает по-русски, а вот молодежь практически нет. Здесь распространен местный диалект грузинского языка, но грузины его без труда понимают.
Вечером нам приготовили вкусный ужин, хозяин дома достал вино, чачу и стал рассказывать про тушинцев, их село и быт. Он рассказал, что в 1950-е годы руководство СССР не верило в лояльность населения гор и начало программу переселения в долину. Горцам запретили земледелие и скотоводство. Из-за этого большинство сел опустело, дома оказались заброшены, древние традиции стали забываться. В 70-х правительство разрешило горцам вернуться домой. Тогда же в Омало провели электричество, однако сразу после распада СССР провода срезали и разворовали, поэтому сейчас электричества тут нет, как нет магазинов и школ.
Единственное благо цивилизации — это солнечные батареи, которыми горцы активно пользуются летом. Они установлены на каждом доме и подсоединены к аккумуляторам (и то и другое местным жителям выдает государство). Электричества хватает для освещения и холодильника; телевизоров не видел, потому что в горах нет приема телевизионного сигнала; кстати, практически нет и мобильной связи.
Тушетия — это как Нарния в Грузии, спрятана от всех самой опасной дорогой в Европе. Местные с уважением относятся к путешественникам из других стран, так как многие грузины сами никогда не были в этом регионе. Тушетская “трасса” — единственная автомобильная дорога в Тушетию. До 1975 года (когда построили дорогу) эта область Грузии была отрезана от цивилизации главным Кавказским хребтом. Сейчас из-за бурных потоков горных рек, осыпей и снега тушетская дорога закрыта с октября по июнь, и получается, что тут практически никого нет 9 месяцев в году. Такая оторванность от цивилизации позволила сохранить не только аутентичную культуру, но и первозданную природу, нетронутую человеком и поражающую своим величием.
Большинство людей живут тут только летом, а зимой спускаются в долину — в Кахетию. Около 30 человек остаются зимовать в Омало, а в Дартло только один. Семья Зуры, который нас приютил, — одна из немногих, которая зимует в Омало.
Зима тут невероятно красивая. За окном -30, снега по грудь и максимум, куда можно дойти, — это до соседа. Люди живут запасами, которые удалось заготовить за летний период.
Кстати, пейзажи Тушетии и в частности Омало вы наверняка помните из фильма “Мимино” – именно тут частично происходит действие картины. А вертолет до сих пор сюда прилетает. Зимой привозит на смену пограничников каждые две недели, а заодно доставляет хлеб и крупы местным жителям.
Большинство местных мужчин — пастухи-овцеводы. И хотя в мирное время их занятие не кажется героическим, прошлые подвиги местных мужчин до сих пор помнят, и рассказы о них передают из уст в уста. 11 месяцев в году они находятся вне дома, летом на лугах, либо зимой – на зимних пастбищах. Непростая жизнь, но никто из них не хочет ее менять. Они любят свой дом, чтят традиции и с упоением восхваляют нетронутые красоты своего региона.
В отсутствие мужчин женщины умело справляются не только с хозяйством, но и с оружием. В грузинской истории много женщин, которые не хуже мужчин воевали и прославили свои имена.
Кстати, интересно, что до 1930-х годов здесь были другие традиционные приветствия. Когда мужчины приветствовали женщину, они желали ей радости, «гахареба». А женщины отвечали, желая мужчинам долголетия. Друг другу женщины тоже желали радости, а мужчины приветствовали друг друга, желая победы.
Грузия приняла христианство как государственную религию одной из первых в мире, в 326 году. Но в Тушетию оно попало гораздо позже. Православная вера распространялась здесь стихийно, поэтому многие языческие божества в Тушетии слились с православными святыми, так что отличить их порой непросто. Например, божество батони Мцвариэли, которое покровительствует женщинам и коровам, — с точки зрения местных, это предшественница Св. Марии.
Хотя современные тушинцы и христиане, их религиозные обряды до сих пор включают жертвоприношения: на праздники по сей день режут барашков в праздники вблизи своих святых мест. Жертвенники называются “ниши”, выглядят, как куча камней. Приближаться к святыням могут только мужчины и только пешком. Также тут нельзя есть свиное мясо и привозить его с собой.
Об обрядах стоит упомянуть отдельно. Особенно интересно проходит празднование Атнигенобы — летнего фестиваля, начало которой приходится на 100-й день после Пасхи. Хотя считается, что Атнигеноба — дань памяти святого Атиногена Себастийского, очевидно, что изначально это типичный языческий праздник, предшествующий сбору урожая. В это время проходят соревнования в конных скачках, мужчины демонстрируют силу и ловкость; мужчины и женщины устраивают ритуальные игры; приносят в жертву баранов, готовят из них праздничные блюда, варят особое пиво.
Кухня здесь очень простая. Основные блюда — каши, картошка, котлеты из баранины или телятины. Местные не едят свинину. У многих есть свои теплицы, где выращивают огурцы, помидоры, зелень, поэтому всегда на столе салаты. Регион славится своими сырами. Здесь делают редкий сорт сыра, дамбал хачо, очень острый и пряный, его рецепт занесен в список нематериальных ценностей ЮНЕСКО. Творог скатывается в шары, заворачивается в ткань, подвешивается в дымоход и коптится в нём примерно неделю. Затем сыр сушат на солнце в течение еще одной недели и ставят на созревание в сухое прохладное место. Пастухам в горах одного кусочка хватает надолго: дамбал хачо очень питательный. На равнинах такого сыра не делают.
Еще один сорт сыра, характерный для этого региона Грузии, — гуда. Его готовят в специальном мешке из овечьей шкуры, который, собственно, и называется «гуда». Сыр этот очень соленый и ароматный.
Вполне вероятно, что в ближайшее десятилетие Грузия проложит сюда нормальную дорогу, а значит, Тушетия станет намного доступнее, и в нее хлынут туристы. Так что именно сейчас есть шанс увидеть Тушетию почти такой, какой она была на протяжении последних веков.
Сейчас сюда можно добраться только по Тушетской трассе, проложенной в 1975 г. по маршруту Пшавели — перевал Абано — село Омало. Протяженность — 72 км, самая высокая точка — 2850 м над уровнем моря. Проезд по ней возможен лишь 3–4 месяца в году, причем исключительно на внедорожниках. Общественный транспорт в деревню Омало не ходит.
Для туриста единственный вариант добраться сюда — арендовать машину или машину с водителем. Дорога в Тушетию очень опасная с крутыми поворотами, обрывами и трудными разъездами, поэтому, если вы не уверены в своих навыках, лучше воспользоваться услугами местных водителей.
Единственный нюанс: крупные компании по прокату автомобилей не разрешают ездить в Тушетию, потому что это очень опасно. И обычно в машинах стоят GPS-трекеры, которые отслеживает нахождение машины. Поэтому поехать в Тушетию на них не получится.
Можно арендовать машину у местных или сразу с местным водителем в Ахмете — административном центре Ахметского муниципалитета, а также в селах Квемо-Алвани и Пшавели.
Из Тбилиси до Квемо-Алвани можно доехать на маршрутках с автовокзала Ортачала, Навтлугской автостанции и от станции метро «Исани». Обычно туда идут несколько рейсов в день. Расписание лучше уточнять на месте.
Фото: Depositphotos; Евгений Жуков
Читайте также:
Гамарджоба, Грузия: границы открыты!