Среда, 28 марта 2018
Лично для нас в путешествии главное: дешевые авиабилеты, быстрый автостоп, безопасность (читай: не быть обворованными).
Дело в том, что мы пытаемся путешествовать так, будто у нас совсем нет денег, чтобы показать всем остальным, что деньги в путешествии не самое главное. Иногда их отсутствие приводит в очень интересные места.
Welcome to Jordan!
В Иордании непривычная для нас природа, интересная культура и отличный автостоп. Планируя любую поездку, ты обязательно выбираешь место, ради которого, собственно, задумывается путешествие. Для нас таким местом стала пустыня Вади-Рам.
Учитывая, что Вади-Рам была самой дальней достопримечательностью на нашем пути, мы с аэропорта сразу поехали туда.
Таких мест, как это, на Земле не так уж много, поэтому мы решили провести там два дня. Стоимость входного билета – 5 динар (около $7).
Первая достопримечательность, встречающая всех туристов, – это «Семь столбов мудрости». Их видно прямо от туристического центра, и это единственная узнаваемая достопримечательность в легкой доступности. Все остальное разбросано на больших расстояниях друг от друга, потому туристы, приехавшие в Вади-Рам, пересаживаются со своих машин в джипы бедуинов (на своих не пускают) и катаются несколько часов на них по пустыне.
Ближе к вечеру мы установили палатку в бедуинском шатре, где утром туристов угощают чаем. Поужинав, мы сели любоваться пустыней, в которой зажглись огни кемпингов. Сидели и смотрели в темноте на джипы, вывозящие ночью туристов обратно.
Жилье в Вади-Рам можно также забронировать на booking.com. Цены очень разные: от 400 грн до 5000 грн за ночь.
Утром мы отправились в еще одно интересное место – в каньон Хазали. А всего в 4 км от него есть популярная природная достопримечательность – Little bridge. Тут мы провели 20-минутную фотосессию.
По пустыне ездят сотрудники заповедника и осуществляют патрульный контроль, они себя называют рейнджерами. Возле нас тоже останавливались. Поинтересовались, все ли у нас нормально, не нужна ли помощь, и уточнили, есть ли у нас карта. Билеты показать не просили.
Покинув пустыню, мы очень быстро поймали машину, а затем пересели к бедуину в джип. Просто говорили: «Ноу мани, окей?», – и в 98% случаев нам отвечали: «окей».
Малышка Петра
Сперва мы отправились в Петру Малую (Сик-аль-Барид, Бейда): она всего в 10 км на север от Петры. Там сохранились остатки поселений эпохи докерамического неолита и несколько зданий набатейского периода.
Это Петра в миниатюре: те же высеченные в скалах храмы, жертвенники, ритуальные помещения, лестницы, комнаты. Только бесплатно. Масштабы поражают!
Этот отдельно стоящий комплекс встретил нас первым. Думала, внутри будет что-то вроде комнат – ничего подобного: вот все, что видно, то и есть. Не понятно, для чего вся эта красота снаружи, если внутри ничего нет, только комнатушка 2 м х 3 м.
Дальше узкий проход между скалами, который, скорее всего, на ночь закрывают на замок. И уже за скалами открывается вид на здания набатеев.
Так сразу масштаб и не увидишь, а когда рядом стоит человек, все становится ясно. Мы были поражены тем, что увидели.
Необычно было гулять по каньону, где сохранились древнейшие здания, на стенах которых развешаны платки и сувениры на продажу. И, что интересно, рядом никого нет, как будто люди исчезли. Дело в том, что мы были там около 11 утра, а это совсем не туристическое время, и бедуины отдыхали где-то у себя на топчанах.
И вдруг мы выходим из-под навеса и видим, как на солнышке греется один из таких бедуинов. Возраст его было трудно определить. Думаю, лет 35-40. Он уже с утреца принял спиртного, и ему было хорошо.
Говорит мне: «Садись, я сделаю тебя красивой». А я его спрашиваю: «А разве я некрасивая?» «Нет, красивая, – говорит, – но будешь еще красивее».
Бедуин сел на топчан, я – перед ним, он взял подводку на специальную лопаточку и поднес к одному глазу. Попросил закрыть глаза, медленно провел ею вдоль ресниц. Нарисовал мне знаменитые восточные стрелки. Спустя пять минут я стала beautiful, и бедуин предложил мне остаться в «малышке Петре».
Еще в Киеве, составляя маршрут нашей поездки, я хотела, кроме пустыни и Мертвого моря, увидеть еще что-то. Листая, читая и переводя с английского статьи, я наконец наткнулась на то, что нам было нужно.
И поняла, что могу пожертвовать чем угодно, но только не каньоном Wadi Zarqa.
Есть два вида каньонинга: технический – с применением дополнительного снаряжения (веревки, карабины, восьмерки, страховки и, конечно же каски) – и пеший – без снаряжения.
Мы не подбирали специальную одежду, обувь и обмундирование. Самого трека по каньону до отъезда я не находила. Maps.me отказывался прокладывать путь по ущелью до отельного комплекса Ma’In Hot Springs Hotel Spa. Поэтому, входя в каньон, мы точно не знали, какова длина маршрута и уровень сложности. Но то, что там течет теплая вода, я знала, и это было еще одно маленькое чудо.
В стране, где проблемы с питьевой водой, через пласты земли проходит вода, которая нагревается до +64 ºС и под воздействием различных сил и высокого давления с глубины 1200 м извергается на поверхность. Источники очень горячи и имеют высокую концентрацию минеральных солей, накопленных в глубинах скал Маина. Воды сюда поступают из 109 горячих и холодных источников Долины и высокогорных равнин Иордании.
И вот по всему этому минеральному коктейлю мы шли два дня. Два чудесных дня мы плавали в этой бурлящей реке, делая массаж под струями теплых водопадов. Это были самые прекрасные два дня в Иордании.
Длина маршрута составила около 10 км. Шли от Мертвого моря до отельного комплекса Ma’In Hot Springs Hotel Spa. Стартовали у трассы на отметке -377 м и поднялись на высоту 44 м. На прохождение каньона мы потратили 7 часов за два дня.
Невесомое наслаждение
Напоследок у нас было желание испытать невесомость в Мертвом море. Но во время прохождения каньона мы немного поцарапали ноги, поэтому от купания пришлось воздержаться. Мы сразу поехали на разведку на пляж Амман Бич, вход на который стоит 12 динаров. Зона комплекса ограждена забором, есть кафе, рестораны, на пляже установлены соломенные зонты, душевые, в общем, все то, что нам не было нужно.
А рядом находился дикий пляж. Дороги к нему нет, мы перелезли через отбойник, прошли мимо продавцов, торгующих чаем и кофе, и спустились по каменистой, местами довольно крутой тропе вниз.
Длина иорданского побережья – 26 км. Бóльшая часть этих пляжей принадлежит отелям, и если вы не забронировали в одном из них номер, то попасть к морю сможете либо как мы, на дикий грязный пляж, либо заплатив деньги.
С иорданской стороны достаточно крутой спуск к Мертвому морю, в некоторых местах доступ совсем невозможен из-за сложного рельефа (обрывы).
В нашем случае море было больше для галочки.
Мы провели в Иордании неделю и наслаждались каждым днем, каждой минутой общения с местными жителями. В этой стране ты гость, а значит, весь мир кружится у твоих ног.