Понедельник, 29 августа 2016
На фото: В американских школах для упрощения адаптации к нагрузкам первоклашкам разрешают сидеть на полу и даже ходить по классу во время уроков (shutterstock.com)
Достаточно вспомнить, как мы учились и чего боялись. Боялись ошибиться и исправить сами себя, потому что два исправления приравнивались к одной ошибке (на каком основании?), получить плохую отметку за ведение тетради и того, что ею пристыдят родителей на собрании. Я до сих пор не понимаю, зачем во втором классе мне поставили подряд несколько троек по математике, просто потому, что, решив все правильно, я между задачами отступала две клеточки, а не одну. Конечно, в старшей школе к оценкам дети относятся проще. Теперь это очки, которые можно набрать, если соблюдать правила игры, — у нас уже были 8-битные игровые консоли, и мы с одноклассниками легко провели для себя эту аналогию.
Но в первые пару лет учебы отметки действительно бьют по самооценке и закладывают отношение к процессу познания в принципе. Поэтому мне видится разумным запрет оценок в первом классе и дальнейшее их отсутствие по предметам, где значение имеют природные способности. Больше не оценивают музыку, рисунок и физкультуру. И, я думаю, благодаря этому многие дети впоследствии не побоятся петь или танцевать, потому что будут знать: в творчестве нет места сравнению и ограничению.
А самое главное — благодаря отмене красных ручек, оценок за почерк и развитию навыков размышления (эссе теперь будут писать уже в третьем классе!) дети будут меньше бояться ошибок, а значит, природная любознательность найдет свое русло и приведет кого-то из них к настоящим открытиям. Это крайне важно для страны, которая развивается в постиндустриальную эпоху.
После Олимпийских игр в Рио много говорили, что, мол, маловато стало медалей. А сколько вы помните признанных достижений украинской науки за последние годы?
Елена Миловидова, редактор украинского издания журнала «Вокруг Света»
Читайте также:
Колонка Е.Миловидовой Украина и кино
Колонка Е.Миловидовой Австрия: жизнь на пенсии
Колонка Е.Миловидовой Вкус жизни по-гречески