• Фото: UNIVERSITY OF CARDIFF
    Пятница, 16 ноября 2018

47 млн ядерных бомб: в Гренландии обнаружили кратер гигантского метеорита

Это одна из крупнейших воронок в мире, по площади больше, чем Париж.

Международная команда ученых обнаружила 30-километровый кратер под ледником Гайавата в Гренландии. Кратер оказался больше, чем Париж. И, как полагают ученые, был произведен падением железного метеорита диаметром 1 км. Когда космический гость врезался в Землю, точно сказать ученые пока не могут: это случилось в промежутке от 3 миллионов до 12 тысяч лет назад.

Кратер под под ледяным щитом обнаружен впервые. Ученые считают, что это одна из 30 крупнейших воронок мира. Ее размеры впечатляют:  31 километр в диаметре и 300 метров в глубину. Он обладает характерной оправой и конусовидным центром. Падение такого метеорита, вероятно, имело катастрофические последствия, но случилось еще до появления ледяного щита километровой толщины.

Дания – государство в Северной Европе.

Столица – Копенгаген

Крупнейшие города: Копенгаген, Орхус, Оденсе

Форма правления – Конституционная монархия

Территория – 43 094 км2 (130-я в мире; без учета Гренландии и Фарерских островов)

Официальный язык – датский

Религия – лютеранство

ВВП – $342,3 млрд (34-я в мире)

Валюта – датская крона

Граничит с Германией

«Энергия удара была эквивалентна 47 миллионам ядерных бомб, упавших на Хиросиму, – утверждает Николай Ларсен из Центра GeoGenetics в Дании. – Его воздействие на окружающую среду имело катастрофические последствия, как в масштабе Гренландии, так и всего мира. Он, возможно, вызвал глобальное похолодание«.

Чтобы выяснить, какой объект мог оставить такой глубокий след, ученые проанализировали химический состав талой воды в воронке. Они искали платину, палладий, родий, золото и другие металлы, указывающие на падение метеорита – но нашли только железо, сплавленное с горными породами. Крупицы кварцевого песка, вымытого из воронки, были деформированы, что является доказательством мощного воздействия метеорита.

метеорит

Фото: Геологический музей Копенгагена

Ранее вокруг ледника Гайавата и на мысе Йорк (у Баффинова залива) было обнаружено несколько крупных обломков железных метеоритов. Один из них весом 22 тонны сегодня хранится в Геологическом музее Копенгагена. Ученые предполагают, что это осколки одно и того же метеорита, взорвавшегося при вхождении в атмосферу.

Железные метеориты – это обломки металлических ядер астероидов или малых планет, переживших катастрофические столкновения в ранний период истории Солнечной системы.

Как писал портал «Вокруг света. Украина», американец 30 лет подпирал редким метеоритом дверь.