Доисторические художники забредали глубоко в темные пещеры и украшали их разными изображениями. Но как им удавалось творить в кромешной тьме?
Как древние люди перемещались внутри пещер и находили себе жилье?
Для того, чтобы это узнать, археологи из Университета Кантабрии (Испания) попробовали поставить себя на место наших далеких предков. И осветить себе путь в пещере с помощью таких же приспособлений, какие были у древних людей.
Исследователи собрали археологические данные о том, из чего изготавливались факелы и масляные лампы в эпоху палеолита. И создали собственные их версии. А чтобы проверить, насколько хорошо они работают, команда отправилась в пещеру Исунца I в баскском регионе Испании.
Как проходил экспримент и что узнали ученые
Археологи поочередно протестировали возможности факелов из древесины можжевельника, бересты, сосновой смолы, лозы плюща, а затем – каменных ламп с использованием костного мозга оленя и коровы. Также археологи оценили плюсы и минусы кострища на можжевеловых и дубовых дровах.
В результате команда обнаружила, что факелы из нескольких связанных вместе прутьев лучше всего помогали людям изучать пещеры или пересекать широкие пространства в темноте. Такие факелы рассеивали свет на 6 метров. И при этом не ослепляли факелоносцев. Хотя свет от них был в пять раз интенсивнее, чем от масляной лампы. Факелы было легко переносить, а веток хватало на 40 минут горения.
Среди недостатков факелов археологи назвали большое количество дыма и необходимость часто их зажигать.
Масляные лампы с животным жиром лучше всего подходили для освещения небольших помещений в течение довольно длительного времени – более часа. А вот перемещаться с ними по пещере было неудобно.
Что касается костра с можжевельниковыми и дубовыми дровами, то от него было много дыма. А догорал он через 30 минут. Команда предположила, что, возможно, выбранное место не подходило для кострища из-за воздушных потоков в пещере.
Исследователи пришли к выводу, что древние люди были не только хорошими пещерными художниками, но и спелеологами. Они прекрасно ориентировались внутри пещеры без шлема и веревки, но зато со своими древними «светильниками».
Результаты исследования опубликовал журнал PLOS ONE.
Как ранее сообщал портал «Вокруг Света. Украина», пещерные художники лишали себя кислорода, вызывая галлюцинации.
По материалам Inside Science и CNN
Читайте также:
Пещера Шове: что мы знаем о наскальных рисунках, которым 360 веков
Пещерные люди ледникового периода рисовали созвездия
В США перевели пещерные надписи чероки