• Астрономы обнаружили необычное скопление небольших черных дыр.Вокруг Света. Украина
    Фото: ESA/Hubble Information Centre
    Суббота, 13 февраля 2021

Астрономы обнаружили необычное скопление небольших черных дыр

В центре шарового скопления NGC 6397 обнаружено несколько черных дыр звездной массы, находящихся в сложном гравитационном взаимодействии.

Шаровые скопления —  плотные звездные системы, в которых звезды расположены очень близко друг к другу. Как правило, они очень старые — так, шаровое скопление NGC 6397 почти такое же старое, как сама Вселенная. Оно находится на расстоянии 7800 световых лет от Земли и является одним из самых близких к ней шаровых скоплений. Из-за очень плотного ядра NGC 6397 известен также как «кластер со сжатым ядром».

Такие объекты являются хорошим инструментом для изучения истории Вселенной, а также проверки теорий о наличии темной материи в галактиках, вокруг которых они вращаются. А в последнее время астрономы стали рассматривать их, как потенциальное местонахождение неуловимого класса объектов — черных дыр промежуточной массы (IMBH).

Именно такую черную дыру и искала команда из Института астрофизики Парижа, работавшая с данными, полученными при помощи телескопов Hubble и Gaia. Но астрономов ждал сюрприз. Выяснилось, что орбиты звезд в шаровом скоплении близки к случайным, а не систематически круглые или эллиптические. Дальнейший анализ показал, что это вызвано существованием в центре скопления невидимой распределенной массы с переменным вектором гравитационного воздействия на периферию. Используя теорию звездной эволюции, ученые пришли к выводу, что основная часть этой невидимой концентрации состоит из черных дыр звездной массы, а не из белых карликов или нейтронных звезд, которые слишком слабы для наблюдения. Все эти объекты вращаются по сложным орбитам, воздействуя друг на друга, и постепенно сближаясь. Подробный анализ, на основе которого были сделаны эти выводы, опубликован в журнале Astronomy & Astrophysics.

Такое необычное скопление интересно тем, что дальнейшие наблюдения за ним могут существенно помочь в понимании процесса формирования более крупных черных дыр, а также в отработке методов гравитационно-волновой астрономии, поскольку черные дыры неизбежно сближаются в направлении столкновения.

Самая близкая к Земле черная дыра удалена от нашей планеты примерно на 1000 световых лет.

По материалам Science Alert и Phys.org