• ДНК древнего зуба показала, что люди болели чумой еще 5000 лет назад.Вокруг Света. Украина
    Фото: Rocky Mountain Laboratories, NIAID, NIH
    Вторник, 28 июля 2020

ДНК древнего зуба показала, что люди болели чумой еще 5000 лет назад

Проанализировав останки 20-летней женщины из неолитического поселения Фрелсегорден (Швеция), датируемые 3 тысячелетием до н.э., команда ученых из Дании, Франции и Швеции обнаружила в них штамм бактерии Yersinia pestis — инфекционного агента бубонной чумы.

Анализ ДНК древнего зуба показал, что люди болели чумой еще 5 тысяч лет назад. Ранее считалось, что впервые это заболевание передалось человеку около 3 тысяч лет назад.

Команда ученых считает, что бактерия Yersinia pestis сыграла ключевую роль в демографическом спаде времен неолита.

Самая ранняя пандемия чумы, известная как Юстинианова чума, разразилась около 541 г. н.э. Она длилась около 200 лет и унесла жизни более 25 миллионов человек.

Следующая масштабная эпидемия началась в Китае в 1334 году, добралась до Европы и привела к гибели половины населения континента.

Штамм чумной палочки, найденный в зубах женщины из Фрелсегордена, является древнейшим их всех известных науке. Ему дали название Gok2.

Генетический анализ показал, что распространение штамма не было связано с масштабными человеческими миграциями.

Скорее всего Yersinia pestis появилась в больших поселениях Восточной Европы 6-5,5 тысяч лет назад. Затем чумная палочка распространилась по Европе и Западной Азии. Ученые связывают этот процесс с появлением новых торговых путей и колесного транспорта.

В Швецию чумную палочку могли занести представители культуры шаровидных амфор.

Исследование было опубликовано в журнале «Cell».

Как сообщал «Вокруг света Украина», из-за бубонной чумы во Внутренней Монголии запретили туризм. В Баян-Нуре также объявили режим безопасности третьего уровня. Он предусматривает запрет на охоту и употребление в пищу диких животных, которые являются потенциальными разносчиками бубонной чумы.