• Фото: Shutterstock
    Вторник, 30 июля 2019

Двухлетние дети понимают социальные иерархии - ученые

Исследователи определили, что дети понимают социальные иерархии и ожидают, что лидеры все исправят, если кто-то нарушит правила.

По словам исследователей, которые наблюдали, как дети смотрят кукольные спектакли, даже двухлетние дети понимают социальные иерархии и ожидают, что лидеры все исправят, если кто-то нарушит правила.

Ход эксперимента

Ученые показали 120 17-месячным детям кукольные спектакли, в которых герои-медведи вели себя несправедливо. Исследователи хотели понять, могут ли дети определить лидера среди героев и будут ли они ожидать, что «главный» медведь вмешается, чтобы решить проблему?

Младенцы наблюдали за тремя куклами-медведями, которые представляли главного героя, нарушителя и жертву в разных сценариях. Главный герой-медведь подарил другим медведям две игрушки, которыми они могли поделиться. Но медведь-нарушитель взял обе.

Главный герой затем реагировал одним из двух способов: вмешивался и возвращал игрушку жертве; или говорил с каждым медведем, но не возвращал игрушку. В одних экспериментах с помощью поведения или физических сигналов главный герой был представлен как лидер. В других было сыграно так, что все медведи равны.

Как реагировали дети?

Дети, которые видели, что лидер не вмешивается, смотрели на сцену «значительно дольше, а это позволяет предположить, что они ждали, пока лидер вмешается и исправит преступление нарушителя», пишут авторы исследования, опубликованного в журнале PNAS.

Однако дети в эксперименте, где ни один медведь не был лидером, одинаково наблюдали за двумя вариантами развития событий. Исследователи полагают, что у детей не было ожиданий от конкретных героев, так как не было и предположений о социальной иерархии.

Так ученые определили, что у двухлетних детей есть представления относительно того, как лидеры будут вести себя по отношению к членам своей социальной группы.

Откуда взялись эти ожидания?

Поскольку детям было 17 месяцев, команда не уверена, откуда взялись эти ожидания. Возможно, младенцы приобретают эти знания, наблюдая за социальными взаимодействиями, где авторитетные фигуры решают проблемы, и применяют эти знания к кукольным представлениям.

По словам ученых, есть и второй вариант. Он состоит в том, что подобные ожидания являются частью человеческого уклада и развивались на протяжении всей истории нашего существования. Исследователи считают, что люди выжили благодаря созданию групп. В этих сообществах появились лидеры, что закрепило в человеческом сознании определенные ролевые модели и ожидания.