• Гремучая змея обманывает врагов с помощью звуковой иллюзии.Вокруг Света. Украина
    Фото: Рinterest
    Понедельник, 23 августа 2021

Гремучая змея обманывает врагов с помощью звуковой иллюзии

В процессе эволюции эта ядовитая змея выработала защитный механизм, который заставляет нас думать, что она ближе, чем на самом деле.

Изучению этого звукового обмана посвятили свое новое исследование герпетологи из Грацкого университета имени Карла-Франца (Австрия).

Они и раньше знали, что специфический гремящий звук гремучая (или ямкоголовая) змея издает, почуяв опасность. Но механизм предупреждения рептилией потенциального врага оказался более сложным, чем предполагали ученые.

Свой знаменитый звук змея издает с помощью «погремушки» на конце хвоста. Она представляет собой подвижные кератиновые сегменты, которые гремят при соударении (отсюда и название «гремучая»).

Исследователи установили, как меняется частота и громкость звука дребезжащего хвоста при приближении человека.

По мере того, как добровольцы приближались к рептилии, звук становился все громче. Его частота сперва выросла до 40 Гц. А затем резко увеличилась до 60-100 Гц.

В ходе эксперимента змея заставила поверить его участников, что она находится ближе, чем на самом деле.

Ученые установили, что внезапный скачок частоты дребезжания произошел на расстоянии четырех метров от приближающихся людей. Тогда как добровольцам показалось, что звук удален от них на один метр.

Фото: Рinterest

Авторы научной работы считают, что речь идет не о простом предупреждении, а о сложном межвидовом коммуникационном сигнале.

По словам исследователей, внезапное переключение в высокочастотный режим действует как интеллектуальный сигнал, который вводит человека в заблуждение относительно его фактического расстояния до источника звука.

Гремящие звуки змеи эволюционировали вместе со слухом млекопитающих, отметили герпетологи. В итоге выжили лишь те рептилии, которые виртуознее других избегали того, чтобы на них наступали.

Результаты исследования опубликовал журнал Current Biology.

Как ранее сообщал портал «Вокруг Света. Украина», аэропорт Сан-Франциско спас колонию редких змей.