• Фото: Biology Letters
    Четверг, 17 мая 2018

Как динозавры высиживали яйца и не давили их

Несмотря на свой огромный вес, который иногда достигал тонны, овирапторозавры не разбивали яйца благодаря причудливой кладке.

Международная группа ученых проанализировала 40 кладок овирапторозавров — плотоядных птицеподобных динозавров — и обнаружила, что эти существа особым образом укладывали яйца, чтобы не раздавить их под собой.

Фото: Biology Letters

Овирапторозавры жили примерно 67 миллионов лет назад. Большая часть особей весила сто килограммов, но масса некоторых представителей достигала одной тонны. Ученые обнаружили связь между весом животных и кладками их яиц. По словам палеонтолога Дарлы Зеленицкой, овирапторозавры укладывали яйца спиралью, которая расходилась от центра гнезда к его границам, — так они уменьшали давление собственного веса. Она прокомментировала открытие:

«На фотографиях этого не видно, но в гнездах лежит по два-три слоя яиц и все они сложены спиралью, которая расходится от центра к краям. Это были очень интересные динозавры, они напоминали птиц. Большинство современных пернатых высиживают яйца, чтобы сохранить тепло, однако мы точно не знаем, зачем это делали овирапторозавры. Возможно, они защищали потомство, а может, так поддерживали температуру».

Палеонтологи нашли кладки разного размера. Диаметр одних равнялся 35 сантиметрам, зато радиус других превышал порой полтора метра. Ученые связывают такой разброс с габаритами животных. Крупные особи распределяли вес на большую площадь, поэтому центр их гнезда шире, чем у мелких представителей.

Как сообщал «Вокруг Света. Украина», ученые выяснили, какого цвета яйца несли динозавры.