• Фото: Shutterstock
    Вторник, 26 июня 2018

Как охотились неандертальцы? Палеонтологи сделали баллистическую экпертизу

Немецкие ученые исследовали останки убитых неандертальцами оленей, реконструировали деревянные копья пещерных людей и показали, как именно они охотились в густых лесах палеолитической Европы.

Исходя из большого количества тяжелых травм на скелетах неандертальцев, ученые предполагают, что древние люди подходили к зверю близко и вступали с ним в единоборство. Однако существует и альтернативное мнение — неандертальцы питались падалью, а острые кремниевые скребки использовали для разделки туш.

Чтобы внести ясность в этот вопрос, немецкие палеонтологи из Центра археологических исследований при Романо-германском центральном музее исследовали кости оленей, найденных на стоянках в Ноймарк-Норд (Германия).

Фрагменты костей таза и шейного отдела позвоночника двух взрослых самцов вымершего вида Dama dama geiselana  проанализировали с помощью микроскопии, трехмерных реконструкций и баллистических экспериментов. На костях животных были обнаружены следы ран, нанесенных оружием, причем их ориентация, глубина, степень растрескивания кости указали на сильный удар, который мог быть нанесен деревянным копьем при непосредственном контакте охотника и дичи.

Германия (Федеративная Республика Германия) – государство в Западной Европе.

Столица – Берлин

Крупнейшие города: Берлин, Гамбург, Мюнхен, Кёльн, Франкфурт-на-Майне, Штутгарт, Дюссельдорф, Дрезден, Лейпциг

Форма правления – Парламентская республика

Официальный язык – немецкий

Религия – протестантизм, католицизм

Валюта – евро

Граничит с: Данией, Польшей, Чехией, Австрией, Швейцарией, Францией, Люксембургом, Бельгией, Нидерландами

Фото: Gaudzinski-Windheuser

Авторы также реконструировали аналогичное 1,8-метровое деревянное копье и использовали его для баллистической экспертизы, выяснив, что такие раны при броске не появляются и необходим прямой удар.

В период среднего палеолита Ноймарк-Норд был узкой полоской густого леса, зажатого между озерами, — она не подходила для применения метательного оружия. По мнению ученых, охотиться здесь можно было лишь группами, с прямым противостоянием и коллективной схваткой со зверем.

По материалам Nature