• Как теплые течения в Тихом океане повлияли на эволюцию древнего человека.Вокруг Света. Украина
    Среда, 2 июня 2021

Как теплые течения в Тихом океане повлияли на эволюцию древнего человека

Новый анализ данных показывает, что ключевые эволюционные изменения в доисторические времена были вызваны циклическими изменениями тропического климата.

До последнего времени главной движущей силой эволюции считались ледниковые периоды в северном полушарии. Но последние данные свидетельствуют о том, что ключевыми факторами, подтолкнувшими эволюцию человека в последние 3,5 миллиона лет, были погодные циклы в экваториальной зоне. В свою очередь, и ледниковые периоды, и циклы тропического климата вызваны общей неклиматической движущей силой — циклическими изменениями солнечной орбиты Земли.

Статья, опубликованная в журнале PNAS, демонстрирует корреляцию между большим изменением тропического климата и появлением наших предков, архаичных Homo sapiens, около 300 000 лет назад. Чтобы обнаружить эту корреляцию, международная группа исследователей из Германии, Великобритании, Нидерландов, США и Эфиопии провели анализ климатических данных, полученных из озерных отложений в Африке — в Кении, Малави, Эфиопии и Гане, и кернов морского дна, извлеченных из морей и океанов вокруг нее, у берегов Танзании, Намибии, Конго, Мавритании, Ливии и Египта.

Каждое из тропических климатических изменений в этот период приводило к резким изменениям, в результате которых разные части Африки становились более или менее пригодными для проживания. Так, в некоторые периоды Западная Африка была абсолютно сухой, а Восточная Африка пышной и влажной, а в другие периоды все было наоборот.

За последние 3,5 миллиона лет такие изменения происходили, по крайней мере, восемь раз, и каждый раз ранние люди были вынуждены мигрировать и быстро адаптироваться к новым условиям. Таким образом, изменения климата привели к увеличению миграционных потоков, смешению различных популяций ранних homo и запуску механизмов быстрой адаптации к изменяющейся окружающей среде. Такая ускоренная эволюция и привела к появлению новых человеческих видов.

Среди ключевых древних человеческих видов, которые, вероятно, возникли из-за изменений тропического климата, были первые люди, которые делали сложные каменные орудия (Homo habilis ) 2,4 миллиона лет назад, Homo erectus, 2 миллиона лет назад, Homo heidelbergensis 800 000 лет назад и наш непосредственный предок, архаичный Homo sapiens, 300 000 лет назад.

При этом, ученые-климатологи считают, что каждое крупное изменение тропического климата начиналось не в Африке или вокруг нее, а в самом большом океане нашей планеты — Тихом океане. Изменения орбиты и вращения Земли вызывают изменения количества солнечного тепла, воздействующего на Тихий океан, что, в свою очередь, приводит к периодическим изменениям атмосферного давления в воздухе над океаном.

Эти атмосферные изменения затем распространяются на Индийский океан, Африку и, наконец, в Атлантику, вызывая, тем самым, тропические климатические изменения на африканском континенте.

Примерно в тот же период, когда на Земле исчезли крупные животные, у людей резко увеличились размеры мозга.

По материалам The Independent