• Фото: Naked Science
    Вторник, 28 августа 2018

Крупнейшее массовое вымирание в истории было вызвано ядовитыми газами

Многолетнее излияние магматических пород спровоцировало климатические изменения.

Массовое пермское вымирание, случившееся около 252 миллионов лет назад, стало самым суровым во всей истории жизни на Земле. Масштабные кислотные дожди изменили химический состав океанов, деградировал озоновый слой. Считается, что всего за несколько десятков тысяч лет биосфера потеряла 92% всех морских организмов и  73% жителей суши. Великое вымирание открыло дорогу развитию архозавров, прежде всего динозавров.

Его причиной часто называют масштабное и многолетнее излияние Сибирских траппов (магматических пород), которые наполнили атмосферу токсичными парниковыми газами, чем вызвали глобальную климатическую катастрофу.

Майкл Бродли и его коллеги исследовали содержание галогенов в застывшей магме Сибирских траппов, которая датируется периодом от 100 миллионов лет до Пермского вымирания до 100 миллионов лет после. Эти элементы — фтор, хлор, бром, йод, астат — токсичны и в чистом виде и в составе многих летучих соединений (фтор- и хлорводород). Они могли сыграть особую роль в том, что Пермское вымирание стало настолько масштабным.

В самом деле, ученые показали, что до времени вымирания литосфера древних Сибирских траппов содержала большие количества галогенов. Они накопились здесь еще в предыдущие геологические эпохи, в ходе осадочных процессов, но за период вымирания их количество упало на 70%. Насыщение атмосферы этими газами могло сделать ее токсичной, усилить парниковый эффект и климатические изменения.

Ученые считают, что галогены, вступая в реакции с другими химическими веществами в верхних слоях атмосферы, привели к деградации озонового слоя, открыв поверхность планеты и всех ее обитателей действию гибельной космической радиации. Под ней высвобождение галогенов могло лишь усилиться, запустив цикл с положительной обратной связью, который быстро привел к климатической катастрофе и почти полному исчезновению жизни на Земле.

Как писал портал «Вокруг света. Украина», озоновая дыра сократилась на 20% благодаря действиям человека.

По материалам Nature